ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19574/20 от 24.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-19574/2020

г. Кемерово 24 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Зиновьевой К.В., Евтифеевой О.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС», поданную через суд первой инстанции 7 ноября 2020 года, на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года

по административному делу № 2а-396/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС» (далее – ООО «АЭРОКУЗБАСС») к Новокузнецкому транспортному прокурору о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора от 5 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., Белозерова В.Д., Селиванова С.А., представляющих интересы ООО «АЭРОКУЗБАСС», поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Самойлова А.А., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ООО «АЭРОКУЗБАСС» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора от 5 декабря 2019 года.

Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «АЭРОКУЗБАСС» требований трудового законодательства в части учета рабочего времени и нарушений статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

По результатам внесено представление от 5 декабря 2019 года «Об устранении нарушений трудового законодательства», предложено безотлагательно принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Административный истец считает, что вынесенное представление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: незаконно возлагает на административного истца обязанности по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели) для отдельных категорий работников (женщины, работающие в сельской местности) и выплаты им заработной платы (за сверхурочные часы), поскольку ООО «АЭРОКУЗБАСС» находится на территории Прокопьевского муниципального района, вне границ населенных пунктов, в том числе за границами населенного пункта Калачевского сельского поселения, то есть за пределами границ сельской местности согласно Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года, в связи с чем, требования статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации на ООО «АЭРОКУЗБАСС» не распространяются.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что представление прокурора и принятые судами судебные акты являются незаконными и необоснованными, поскольку основаны на недостоверных и неактуальных данных, ранее внесенных в ФИАС и ЕГРН. Также выражает несогласие с выводами судов, полагая их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

На кассационную жалобу Новокузнецкой транспортной прокуратурой принесены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебных актов.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения были допущены судами при разрешении требований.

Из материалов дела следует и установлено судами, что Новокузнецким транспортным прокурором по поручению прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры была проведена проверка соблюдения трудовых прав работающих в сельской местности женщин – работников предприятий железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в ходе которой в деятельности в ООО «АЭРОКУЗБАСС» были установлены нарушения требований трудового законодательства, в части учёта рабочего времени женщин – работников авиапредприятия, работающих в сельской местности, так для всех женщин (<данные изъяты> человек), работающих в сельской местности, определена продолжительность рабочего времени в 40 часов в неделю, вместо предусмотренной статьей 263.1 Трудового кодекса РФ, сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели). Данной категории работников не выплачивается заработная плата в повышенном размере, в связи с осуществлением работы в течение 40 часов в неделю, тем самым работодателем нарушены фундаментальные права работников на выполнение трудовых обязанностей, с учётом предусмотренных законом особенностей и гарантий.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что имущественный комплекс ООО «АЭРОКУЗБАСС» (земельные участки, аэровокзальный комплекс, административные и хозяйственные здания), расположен в границах Калачевского сельского поселения по адресу: <адрес>, следовательно, находится в сельской местности, что подтверждается постановлениями Администрации Калачевского поселения и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, поселок Калачево, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 2, пунктом 9 статьи 7-2 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2007 года №215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» и части II Приложения I Реестра административно-территориальных единиц Кемеровской области, является сельским населенным пунктом и относится к сельской территории Кемеровской области. Таким образом, на женщин, являющихся работниками ООО «АЭРОКУЗБАСС», выполняющих трудовую функцию на территории поселка Калачево, то есть в сельской местности, распространяются льготы, предусмотренные статьёй 263.1 Трудового кодекса РФ. Суд пришел к выводу, что представление Новокузнецкого транспортного прокурора является законным и обоснованным, поскольку вынесено в пределах своих полномочий, соответствует нормам действующего законодательства, и тем самым не нарушает прав, свобод и законных интересов ООО «АЭРОКУЗБАСС».

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными и обоснованными.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).

Целью принятия указанного выше постановления являлось решение проблем семьи, охраны материнства и детства, учитывая особую кризисную демографическую ситуацию в сельской местности, и во исполнение решений I Съезда народных депутатов РСФСР в качестве первого этапа комплексной программы по охране материнства и детства.

Пункт 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 года № 522/1 «О порядке применения постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» предусматривает, что при решении вопроса в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

Согласно пункта 4 раздела II Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.

Частью 5 статьи 2 Устава Кемеровской области – Кузбасса определено, что административно-территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения устанавливаются законом Кемеровской области.

Подпунктом 7 статьи 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2007 года № 215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» к сельским территориям отнесены административно-территориальные единицы, входящие в состав административного района, состоящие из одного или нескольких территориально и экономически объединенных сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, и имеющие единый административный центр.

Статьёй 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» определено понятие «географические объекты» - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.

Согласно части 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование. Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Международный аэропорт Новокузнецка (Спиченково) имеет статус аэропорта федерального значения, расположен на земельных участках по адресу: <адрес>, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения. Данные о нахождении аэропорта в пределах Калачевского сельского поселения в установленном порядке были признаны ошибочными.

Разрешая требования по существу, суды пришли к выводу, что территориальное расположение административного ответчика указывает на необходимость распространения на него норм трудового законодательства регулирующих осуществление трудовой деятельности в сельской местности.

Вместе с тем, приведённое выше правовое регулирование свидетельствует об обратном, поскольку особенность сферы деятельности административного ответчика в области авиации, его местоположение не предполагает распространение на работников аэропорта положений статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Материалами дела не подтверждено, что территория, на которой расположен аэропорт, отнесена законодателем к сельской территории либо местности нормами, определяющими административно-территориальное деление Кемеровской области.

При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, постановлены на основе неправильного применения норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебных актов и принятия решения об удовлетворении требования.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 года отменить.

Принять новое решение. Признать незаконным представление Новокузнецкой транспортной прокуратуры от 5 декабря 2019 года .

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 января 2021 года.

Председательствующий

Судьи