ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19611/2022 от 13.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 16RS0051-01-2020-009417-43

№ 88а-19611/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 1 августа 2022 года кассационную жалобу Каримовой Альфии Равильевны на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года по административному делу № 2а-4558/2021 по административному исковому заявлению Каримовой А.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафарову Р.Г. о признании постановления незаконным.

Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Каримовой А.Р., заключение прокурора Трофимова А.Н., полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Каримова А.Р. (далее – административный истец) является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .

ТСН «Дворик» является управляющей организацией упомянутого жилого дома.

Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 апреля 2014 года № 2262 вышеуказанный жилой дом был включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 5 марта 2020 года № 709 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ» вышеназванный жилой дом по исключен из перечня многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта.

Обратившись в суд, административной истец просила признать не действующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 5 марта 2020 года № 709 в части исключения дома по из перечня многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, и внести дом по в перечень многоквартирных домов, не выбравших способ формирования фонда капитального ремонта.

Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 25 октября 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Каримовой А.Р. отказано.

В кассационной жалобе Каримова А.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани от 5 марта 2020 года № 709 принято компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок и процедура его принятия, опубликования соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, как основанными на применимых нормах материального и процессуального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.

Так, согласно положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 данного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с частью 3 упомянутой статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (часть 5).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 этой статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 этого Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 поименованного Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7).

При этом, как следует из содержания части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после дня официального опубликования Программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, за исключением случая, установленного частью 4.1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан».

В соответствии с Положением «О Муниципальном казенном учреждении Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденным Решением Казанской Городской Думы от 29 декабря 2010 года № 17-3, в полномочия Комитета ЖКХ входит подготовка муниципальных правовых актов о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора; в случаях и сроки, предусмотренные статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, подготовка муниципальных правовых актов о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами, в период времени с 12 июня по 12 августа 2017 года общим собранием собственников помещений жилого многоквартирного дома по в заочной форме было принято решение о выборе кредитной организации для целей открытия специального счета капитального ремонта - ПАО «Сбербанк России», что следует из протокола от 14 августа 2017 года №3/17.

Согласно уведомлению банка об открытии специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта такой счет был открыт ТСН «Дворик» для формирования фонда капитального ремонта дома № по .

24 января 2020 года Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан обратилась в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с письмом № 04-03/395, содержащим информацию о том, что Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан проинформирована региональным оператором (НО «Фонд ЖКХ РТ») о прекращении формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома № по на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Исходя из этого автор письма считал необходимым внести изменения в нормативный документ Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора в части исключения указанного жилого дома.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием и установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами, судебные инстанции пришли к правильным выводам о том, что исключение дома по из перечня многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, было обусловлено принятием общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, что соответствует требованиям части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае оспариваемое постановление явилось лишь следствием волеизъявления собственников многоквартирного дома, принявших вышеназванное решение. При этом, как правильно констатировали судебные инстанции, порядок принятия и опубликования названного постановления, органом его принявшим, были соблюдены.

При таких обстоятельствах, у судов обеих инстанций отсутствовали, приведенные в пункте 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, условия для удовлетворения административного искового заявления Каримовой А.Р.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением положений, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.

Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены этими судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каримовой Альфии Равильевны – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление16.09.2022