ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19718/2021 от 17.11.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-19718/2021

город Кемерово 17 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.,

судей Зиновьевой К.В., Конаревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Панковца Артёма Валентиновича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года по административному делу № 2а-330/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Панковцу Артёму Валентиновичу о взыскании задолженности по налогам.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Панковца А.В. задолженности в общем размере 4 901,62 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1 696 руб., пеня в сумме 24,79 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1762 руб., пеня в сумме 8,26 руб.; транспортный налог за 2017 год в сумме 606 руб., пеня в сумме 8,86 руб.; транспортный налог за 2018 год в сумме 792 руб., пеня в сумме 3,71 руб.

Требования мотивированы тем, что Панковец А.В., как владелец транспортного средства и собственник недвижимого имущества, в спорном периоде являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, однако в установленный действующим законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате налогов за 2017 и 2018 годы, исчисленных Инспекцией в направленных в адрес налогоплательщика налоговых уведомлениях от 23 июня 20018 года № 11052553 и от 4 июля 2019 года № 31113241, не исполнил, в связи с чем налоговым органом на имеющуюся сумму задолженности были начислены пени и в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов, пени от 30 января 2019 года № 15099 и от 25 декабря 2019 года № 125412, которые налогоплательщиком в установленный в названных требованиях срок также исполнены не были. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Томска, исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Томска, от 30 июня 2020 года о взыскании с Панковца А.М. спорной задолженности отменен 23 июля 2020 года по заявлению налогоплательщика.

Решением Ленинского районного суда г. Томска от 3 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 сентября 2021 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года. По мнению истца, обязанность по уплате налогов за спорный период в соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации у него не наступила, поскольку в налоговые органы с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика он не обращался, пароль для доступа к личному кабинету не получал, не активировал и не изменял, как не изменял и сведения в личном кабинете налогоплательщика.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым административным ответчиком апелляционным определением от 16 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Томска от 3 февраля 2021 года оставлено без изменения, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность данного решения суда первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.

Согласно пункту 4 статьи 52, пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@, действующим на момент направления Инспекцией в адрес административного ответчика налоговых уведомлений и требований об уплате налога, в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: об объектах недвижимого имущества, о транспортных средствах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, сведения о которых поступили в налоговые органы от органов, указанных в статье 85 Кодекса; о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Судами установлено, что доступ к личному кабинету налогоплательщика получен Панковцом А.В. 21 октября 2013 года, произведена активация пароля.

На основании Приказа ФНС России от 18 декабря 2012 года № ММВ-7-6/976@ «Об утверждении регламентов, обеспечивающих функционирование Интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» для того, чтобы воспользоваться услугами Сервиса, налогоплательщику необходимо получить Регистрационную карту на подключение к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее - Регистрационная карта). Регистрационная карта доступна для просмотра на стартовой странице Сервиса. Для получения Регистрационной карты налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России по его выбору, независимо от места постановки на учет (за исключением инспекций ФНС России, на которые возложены специализированные функции единых регистрационных центров, инспекций ФНС России по централизованной обработке данных, инспекций ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками и инспекций ФНС России по федеральным округам) (далее - ИФНС) (пункты 2.1-2.2).

В Сервисе предусмотрена возможность подачи заявления на подключение к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее - Заявление) непосредственно со стартовой страницы (далее - онлайн-Заявление). При подаче онлайн-Заявления, в случае положительного результата проверок в МИ ФНС России по ЦОД, налогоплательщику приходит сообщение с приглашением лично обратиться в ИФНС для получения Регистрационной карты. В противном случае налогоплательщику приходит сообщение об отказе в регистрации в Сервисе (пункт 2.3).

В случае успешной регистрации пользователя в Сервисе должностное лицо формирует и распечатывает в 2-х экземплярах Регистрационную карту с идентификационными данными, логином (ИНН) и первичным паролем пользователя и подписывает их у налогоплательщика. Один экземпляр Регистрационной карты выдается налогоплательщику. Должностное лицо производит соответствующую отметку о выдаче регистрационной карты налогоплательщику в ПК СЭОД, а также информирует налогоплательщика: об активации первично присвоенных логина и пароля в течение часа с момента подключения; об ограничении срока действия первичного пароля и необходимости его смены в течение календарного месяца; о сроке формирования данных в Сервисе в течение двух-трех рабочих дней (пункты 3.14-3.16).

Блокировка учетной записи пользователя производится в следующих случаях: в связи с потерей/компрометацией пароля; в связи с добровольным отказом пользователя от услуг Сервиса. Действия по блокировке/разблокировке учетной записи/замене пароля пользователя Сервиса производятся в ИФНС на основании Заявления. В случае добровольного отказа от использования сервиса пользователь может заблокировать свою учетную запись из Сервиса самостоятельно, без обращения в ИФНС (пункты 6.1 – 6.2).

Таким образом, отсутствие у налогового органа письменного заявления гражданина на подключение к личному кабинету налогоплательщика, вопреки доводам административного ответчика, само по себе не свидетельствует о том, что последний не был фактически подключен к указанному сервису, в том числе – посредством самостоятельной регистрации в личном кабинете налогоплательщика без обращения в налоговые органы.

Более того, как установлено судом апелляционной инстанции, невозможность представления налоговым органом заявления Панковец А.В. о подключении к Сервису по настоящему делу обусловлена документально подтвержденным фактом уничтожения по истечении срока хранения заявлений, регистрационных карт налогоплательщиков по информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика» (акт от 1 февраля 2019 года № 25).

При этом, как следует из имеющихся в деле доказательств, по данным Федерального информационного ресурса последняя активность пользователя была на 16 сентября 2019 года, был осуществлен вход в сервис и изменены данные личного кабинета, что, вопреки утверждениям административного ответчика, свидетельствует о том, что Панковец А.В. пользовался им.

При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о соблюдении Инспекцией порядка и процедуры взыскания обязательных платежей соответствует обстоятельствам административного дела; налоговые уведомления и требования об уплате налога направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 НК РФ.

Доводы административного ответчика об обратном, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Придя к выводу о доказанности Инспекцией факта надлежащего направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований, суды обоснованно признали верным произведенный налоговым органом расчет задолженности за спорный период, который ответчиком также не оспаривался, правильным определение размера недоимки по налогам и произведенный Инспекцией расчет пени. Также пришли в обоснованному выводу, что сроки для обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 НК РФ, не нарушены.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Томска от 3 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панковца Артёма Валентиновича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи