ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-780/2021
город Кемерово 13 января 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.,
судей Мишиной И.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Дивногорска Красноярского края, поданную 12 ноября 2020 года, на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 31 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 года
по административному делу № 2а-7/2020 по административному исковому заявлению Курзакова Виктора Егоровича о возложении обязанности на Администрацию г. Дивногорска, Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э.,
у с т а н о в и л а:
Курзаков В.Е. обратился в Дивногорский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию г. Дивногорска, Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска
построить пешеходный тротуар к дому, расположенному по адресу: <адрес>, вдоль автомобильной дороги с кадастровым номером <данные изъяты>, в соответствии с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007;
установить стационарное освещение вдоль дороги с кадастровым номером <данные изъяты>;
произвести асфальтирование автомобильной дороги с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно техническому паспорту дороги от 29 марта 2018 года;
построить пешеходный тротуар вдоль автомобильных дорог, в соответствии с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, на участках: от дома № 28 по улице <данные изъяты> до дома № 27 по улице <данные изъяты>; от дома № 27 по улице <данные изъяты> до дома № 12 по улице <данные изъяты>.
о возложении обязанности на Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска заключить контракт на содержание дороги местного значения с кадастровым номером <данные изъяты> на основании технического паспорта дороги.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что в 2010 году был принят в эксплуатацию жилой дом по адресу: <адрес>, но автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенная на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, и пешеходная дорога к указанному дому длиной 110 метров не соответствуют эксплуатационному состоянию. Полагает, что бездействие местной администрации, выразившееся в неисполнении требований в области безопасности дорожного движения, существенно нарушает его право на безопасное осуществление автомобильного или пешеходного движения к дому по <адрес>. Кроме того, на участке дороги, расположенной вдоль дома 28 по улице <данные изъяты> до дома 27 по улице <данные изъяты> и от дома 27 по улице <данные изъяты> до дома 12 по улице <данные изъяты> отсутствует пешеходный тротуар, что также является нарушением действующего законодательства в сфере дорожного движения.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 31 января 2020 года постановлено: «Административное исковое заявление Курзакова Виктора Егоровича удовлетворить частично. Возложить обязанность на администрацию города Дивногорска, муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу: установить стационарное освещение вдоль дороги с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; произвести асфальтирование автомобильной дороги с кадастровым номером <данные изъяты>; построить пешеходный тротуар вдоль автомобильных дорог в соответствии с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участках: от дома № 28 по улице <данные изъяты> до дома № 27 по улице <данные изъяты>; от дома № 27 по улице <данные изъяты> до дома № 12 по улице <данные изъяты>. В удовлетворении требований построить пешеходный тротуар к дому, расположенному по адресу: <адрес>, вдоль автомобильной дороги с кадастровым номером: <данные изъяты>, в соответствии с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, заключить контракт на содержание дороги местного значения с кадастровым номером <данные изъяты> отказать. Взыскать с администрации города Дивногорска, муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска в пользу Курзакова Виктора Егоровича государственную пошлину в размере по 150 рублей с каждого».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 года решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 31 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрацией города Дивногорска Красноярского края ставится вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворения требований административного истца и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при разрешении требований в обжалованной части.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементами обустройства автомобильных дорог в соответствии с положениями пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ являются: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 10 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Элементы благоустройства автомобильных дорог общего пользования и требования к ним установлены "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 N 270-ст.
Согласно разделу 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к тротуарам и пешеходных дорожкам. Разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрены требования к средствам улучшения видимости, в том числе стационарному электрическому освещению (пункт 4.6.1).
Установленные требования поставлены в зависимости от места расположения автомобильной дороги, ее категории, технических характеристик, расчетной интенсивности движения.
"ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог, введен в действие Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 N 1004-ст.
В соответствии с 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Содержание технического паспорта автомобильной дороги установлено пунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015, согласно которому технический паспорт автомобильной дороги состоит из следующих основных разделов: титульный лист; план-схема автомобильной дороги; общие данные об автомобильной дороге; экономическая характеристика; техническая характеристика; сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ; линейный график дороги.
Согласно пункту 9.7 ГОСТ 33388-2015 раздел "Техническая характеристика дороги" является основным разделом паспорта, в котором приводятся данные о наличии и техническом состоянии отдельных конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, при этом отражается соответствие фактических транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям нормативных документов. В данном разделе указывают: сведения о параметрах геометрических элементов автомобильной дороги; данные о конструкции дорожной одежды и типах покрытия; сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным (часть1), суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть 2).
Согласно разъяснениями, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Кроме того, как указано в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести.
Указанные нормы материального и процессуального права не были применены судами при разрешении требований, содержание судебных актов требованиям, предъявляемым к судебному решению, не соответствуют.
Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по строительству пешеходного тротуара, установки стационарного освещения вдоль автомобильной дороги, производстве асфальтирования автомобильной дороги с кадастровым номером <данные изъяты>, строительству пешеходного тротуара вдоль автомобильных дорог на участках от дома № 28 по улице <данные изъяты> до дома № 27 по улице <данные изъяты>, от дома № 27 по ул. <данные изъяты> до дома № 12 по ул. <данные изъяты>, при этом материалы дела не содержат сведений о наименовании, технических характеристиках автомобильных дорог, в отношении которых принят судебный акт о возложении обязанности, отсутствуют сведения о кадастровом учете объекта – автомобильной дороги, содержащиеся в судебном акте. Сведения о техническом учете и паспортизации автомобильных дорог в материалах дела отсутствуют. Не являлись предметом судебной оценки сведения о внесении автомобильных дорог, в отношении которых установлена оспариваемая обязанность в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Не могут быть признаны обоснованными выводы судов о возложении обязанности обустроить пешеходный тротуар поскольку вопрос о возможности обустроить тротуар должен быть разрешен на стадии проектирования. Обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием проекта строительства, реконструкции или капитального ремонта в отношении автомобильных дорог или их участков, в отношении которых судом установлена обязанность, предметом исследования и оценки суда не являлся. Доводы кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено проектирование пешеходного тротуара являются обоснованными.
Кроме того, при возложении обязанности на администрацию г. Дивногорска и МУК «Городское хозяйство» судом не определено какие обязанности должны быть выполнены каждым из ответчиков в соответствии с их компетенцией.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что судебные акты в обжалованной части, в части удовлетворения заявленных требований не могут быть признаны законными и обоснованными, выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований, не установлены, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения не были применены судами, допущенные нарушения норм процессуального права могло повлечь неправильные выводы суда, ставят под сомнение исполнимость судебного акта и обеспечение реальной судебной защиты прав административного истца. Указанное является основанием для отмены судебных актов в обжалованной части в части удовлетворения требований и судебных расходов, с учетом положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку суд кассационной инстанции не осуществляет проверку судебного решения в той части, которая не обжалуется, и направлении дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, разрешить требования в соответствии с номами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 31 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 года в обжалованной части, в части удовлетворения требований и судебных расходов отменить, в отмененной части административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи