ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-20169/20 от 16.12.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-20169/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Слышковой О.Н.Фоминой А.Ю, на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 года по административному делу № 2а-3974/2019 по административному исковому заявлению Слышковой О.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога за период 2015-2017 годы, действий по признанию законным доначисления земельного налога и отказу в удовлетворении жалобы об отмене налогового уведомления и по встречному административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области к Слышковой О.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя административного истца Слышковой О.H. - Фоминой А.Ю., поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя административного ответчика Инспекций Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области – Езерской С.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области – Журкина Д.А. возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Слышкова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области о признании незаконными налогового уведомления от 21.09.2018 Инспекции ФНС России по Приозерскому району Ленинградской области в части расчета земельного налога за 2017 год и перерасчета земельного налога по налоговому (в рамках ОКТМО 41639436) о доначислении земельного налога, всего о начислении и доначислении земельного налога в размере 2 100 891 рублей; отказа @ от 28 марта2019 года Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области в удовлетворении жалобы об отмене налогового уведомления от 21.09.2018 года Инспекции ФНС России по Приозерскому району Ленинградской области.

В обоснование иска ссылалась на то, что оспариваемые решения и действия административных ответчиков не соответствуют нормативным правовым актам, являются незаконными, поскольку налоговым уведомлением перерасчет земельного налога произведен за 2015, 2016, 2017 годы, что вступает в противоречие с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой перерасчет налога не должен проводиться, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового Кодекса Российской Федерации, при этом пункт 2.1 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации был введен в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-Ф3, а уведомление о доначислении земельного налога датировано 21 сентября 2018 года, то есть на момент доначисления налога налоговому органу было известно о данных изменениях, вступающих в силу с 1 января 2019 года; принадлежащие ей земельные участки на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для дачного строительства, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Значение размера налоговой ставки в 0,3 % для указанных земельных участков установлено решением Совета депутатов муниципального образования Плодовское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области от 13 ноября 2015 года №4 «Об установлении земельного налога с 01 января 2016 года»; налоговым органом неверно применены нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и сделан вывод о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства» являются некоммерческие организации, так как не учтено, что положения указанного Федерального закона не ограничивают право граждан вести дачное хозяйство без участия в некоммерческих объединениях; налоговым органом сделан неверный вывод о невозможности применения пониженной налоговой ставки 0,3% для принадлежащих ей земельных участков, используемых для предпринимательской деятельности, не представлены доказательства использования административным истцом в период 2015- 2017 годов земельных участков не по назначению для сельскохозяйственного использования или дачного хозяйства, факт продажи земельных участков в процессе ведения предпринимательской деятельности не является основанием для применения ставки земельного налога 1,5%

Не согласившись с заявленными требованиями Инспекция Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, 30 сентября 2019 года обратилась со встречным исковым заявлением к Слышковой О.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу, в котором указала, что в связи с тем, что налогоплательщик в установленный срок сумму налога не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислена сумма пени в размере 7317 рублей 49 копеек. Налоговый орган направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени от 19 декабря 2018 года № 13481 в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налога и пени в общем размере 1950014 рублей 49 копеек. Просит взыскать со Слышковой О.Н. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1942697 рублей, пеня в размере 7317 рублей 49 копеек (1 том, л.д. 237-241).

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт – Петербургского городского суда от 13 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Слышковой О.Н. отказано.

Встречные требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области удовлетворены в полном объеме.

Со Слышковой О.Н. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области взыскан земельный налог за период 2015-2017 годы в размере 1 942 697 рублей, пени за период с 4 декабря 2018 года по 18 декабря 2018 год в размере 7317 рублей 49 копеек, а всего 1 950 014 рублей 49 копеек.

На вступившие в законную силу судебные акты представитель Слышковой О.Н. – Фомина А.Ю. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие обстоятельства судом не установлены.

Слышкова О.Н. имеет в собственности, следующие земельные участки: .

21 сентября 2018 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области в адрес Слышковой О.Н. было направлено налоговое уведомление о расчете за 2017 год и перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению 5 за 2015, 2016 годы в связи с изменением примененной налоговым органом налоговой ставки земельного налога с 0,3% до 1,5% по земельным участкам в размере 2 100 891 рублей.

12 февраля 2019 года не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области от 21 сентября 2018 года, Слышкова О.Н. обратилась с жалобой в порядке подчиненности в вышестоящий орган - в Управление Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области.

По результатам рассмотрения Управлением ФНС России по Ленинградской области вынесено решения от 28 марта 2019 года №16-21- 12/04879@ (1 том, л.д. 38-44) об оставлении жалобы Слышковой О.Н. без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования- для дачного строительства использовались Слышковой О.В. в предпринимательской деятельности, то подлежит применению ставка земельного налога 1,5%, в связи с чем налоговым органом правомерно произведен перерасчет налога и направлено налоговое уведомление.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно согласилась с этими выводами по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Статьей 2 Федерального закона от 04 ноября 2014 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 января 2015 года, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 - 398 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.

В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Плодовское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области от 13 ноября 2015 года № 45 «Об установлении земельного налога с 01 января 2016 года», а также решением Совета депутатов муниципального образования Плодовское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области от 17 ноября 2010 года № 38 «Об установлении земельного налога с 01 января 2011 года» установлены налоговые ставки:

отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства - 0,3 процента;

занятые жилищным фондом и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального

комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

прочие, не указанные в пунктах 1 - 3 - 1, 5 процента.

Спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: «для дачного строительства».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том

числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебноопытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Определение понятия «дачное хозяйство» не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшем на момент перерасчета земельного налога.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Указанные положения Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства», являются некоммерческие организации.

Таким образом, по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) земельных участков с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» и «для дачного строительства».

Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Слышкова О.Н. является индивидуальным предпринимателем с 19 октября 2007 года.

Из ответа администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 15 марта 2019 года № 324/01-16 следует, что на земельных участках, принадлежащих административному истцу, установлены признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, проведено электричество для дальнейшей застройки).

Налоговым органом, установлено, что в период с 2015 по 2017 годы Слышковой О.Н. были реализованы физическим лицам земельные участки с кадастровыми номерами:

Доводы кассационной жалобы о том, что представленные налоговым органом документы и показания свидетелей не могут являться основанием для доначисления налога в виду того, что являются ненадлежащими доказательствами, правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции, поскольку указанные доказательства получены налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Налоговым кодексом Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что при определении налоговой ставки, подлежащей применению, имеет значение только факт приобретения земельного участка для дачного хозяйства, а также то, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают применение налоговой ставки в размере 0,3% для земельных участков с видом разрешенного использования - для дачного хозяйства, приобретенных с целью извлечения прибыли, основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года №2725-0, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.

С учетом изложенного, приняв также во внимание количество и общую площадь имевшихся в собственности Слышкова И.В. земельных участков, отсутствие доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что земельные участки использовались Слышковым И.В. в предпринимательской деятельности с целью их перепродажи, в связи чем налоговым органом обоснованно произведен расчет земельного налога в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой ставки не превышающей 1,5 %.

Доводы Слышкова И.В. о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым перерасчет в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-Ф3 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года №334-Ф3) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ пункт 2.1, которым дополнена статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу с 01 января 2019 года.

При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-Ф3 не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу и распространяется на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до 01 января 2019 года.

Налоговое уведомление от 21 сентября 2018 года № 77535364 о расчете земельного налога за 2017 год и перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению № 45937635 за 2015, 2016 годы направлено налогоплательщику до вступления в силу статьи 1 названного Закона.

Поскольку, исходя из содержания абзаца первого пункта 2.1 статьи 52, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления (с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов), а оспариваемое налоговое уведомление направлено налогоплательщику до 01 января 2019 года, положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяются.

Нельзя согласиться с содержащимися в кассационной жалобе доводами о том, что перерасчет земельного налога мог быть проведён налоговой инспекцией только в результате выездной налоговой проверки.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Пунктом 3 статьи 396 НК РФ и пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и уплачивается на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Таким образом, так как административный истец является физическим лицом, то в силу указанной выше нормы законодательства не должен представлять декларацию по земельному налогу.

В соответствии с п.1 ст.80 НКРФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным канатам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Так как у физических лиц отсутствует обязанность по исчислению земельного налога, а также отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по земельному налогу, то и у налогового органа соответственно отсутствуют правовые основания для проведения налоговой проверки тех сумм налога, которые налоговый орган исчислил по земельному налогу для физического лица самостоятельно.

В соответствии с п.1 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

Согласно п.2 указанной статьи решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица. Слышкова Ольга Николаевна состоит на учете в качестве ИП в МИФНС №11 по городу Санкт- Петербургу.

В ИФНС России по Приозерскому району состоит на учете по месту нахождения своих объектов учета.

Налоговый Кодекс не предусматривает проведение выездной налоговой проверки по налогам, которые в силу законодательства исчисляет сам налоговый орган и тем более по месту нахождения объектов учета налогоплательщика.

Таким образом, у Инспекции отсутствуют правовые основания для проведения выездной налоговой проверки согласно п.2 ст.89 НК РФ, а также камеральной налоговой проверки согласно п.1 ст. 80 НКРФ.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 года по административному исковому заявлению Слышковой О.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога за период 2015-2017 годы, действий по признанию законным доначисления земельного налога и отказу в удовлетворении жалобы об отмене налогового уведомления и по встречному административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области к Слышковой О.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Слышковой О.Н.Фоминой А.Ю, - без удовлетворения.

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: