ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-20212/20 от 08.10.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-20212/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 октября 2020 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Алексеева Д.В., Карякина Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года по административному делу № 3га-294/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Литер» к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., заключение прокурора Мигунова В.Ю., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год). Означенный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/, до начала наступления налогового периода.

Пунктом Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Общество с ограниченной ответственностью «Литер» (далее – административный истец, ООО «Литер») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование административного иска указано, что нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, являющееся складским зданием, состоит из двух нежилых помещений с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> кв.м и площадью <данные изъяты> кв.м. Спорные объекты недвижимости фактически используются по назначению, как складские и производственные, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение спорных объектов недвижимости в Перечень на 2019 год противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Считая свои права как налогоплательщика нарушенными, административный истец просил суд: признать недействующим с момента принятия постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт Перечня на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года, административное исковое заявление ООО «Литер» удовлетворено, признано недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В кассационной жалобе, поданной 21 августа 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО1 просит отменить вышеназванные судебные акты в связи с существенными нарушениями судами норм процессуального и материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «Литер».

В обоснование кассационной жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций неверно применены положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектов налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Автор жалобы отмечает, что спорный объект недвижимости включен в перечень в связи с его расположением на земельном участке вид разрешенного использования которого установлен как «размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных». Ссылаясь на технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выражает несогласие с выводом судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности соответствия спорного объекта недвижимости признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, ФИО2 представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты – без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.

В силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-3 «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Из материалов административного дела следует, что ООО «Литер» является собственником объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Означенный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в п. 15.6.3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Согласно техническому паспорту Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, состоит из частей, обозначенных литерами А, А1 и А2. Назначение и фактическое использование: литер А (<данные изъяты> кв.м) – чугунно-литейный цех, производственное, литер А1 (<данные изъяты> кв.м) – чугунно-литейный цех, производственное, А2 (<данные изъяты> кв.м) - здание автосервиса, административно-складское.

Согласно экспликации к поэтажному плану в литере А назначение помещений следующее: - производственное (<данные изъяты> кв.м), – магазин (<данные изъяты> кв.м), – кладовая (<данные изъяты> кв.м), , 5, 6, 7 – туалеты (<данные изъяты> кв.м), антресоль: –кабинеты (<данные изъяты> кв.м), – комната приема пищи (<данные изъяты> кв.м), – площадка (<данные изъяты> кв.м); в литере А1: тепловой узел (<данные изъяты> кв.м), – электрощитовая (<данные изъяты> кв.м), – коридор (<данные изъяты> кв.м), – мастерская (<данные изъяты> кв.м); в литере А2: – склады (<данные изъяты> кв.м), – кабинеты (<данные изъяты> кв.м), – коридор (<данные изъяты> кв.м), – комната отдыха (<данные изъяты> кв.м), – туалет (<данные изъяты> кв.м), – комната приема пищи (<данные изъяты> кв.м), – склад (<данные изъяты> кв.м), – проезд (<данные изъяты> кв.м).

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером не может быть отнесен к земельным участкам, на которых предусмотрено размещение офисных зданий (помещений) делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, исходя из положений Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (коды классификации 3.3, 4.1, 4.2, 4.4, 4.6).

Относительно спорного объекта недвижимости указал, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается включение спорного здания в Перечень на 2019 год исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений. Наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Площадь помещения с наименованием «магазин» <данные изъяты> кв.м составляет менее 20 процентов от общей площади здания <данные изъяты> кв.м.

Установлено, что обследование здания и помещений в нем на предмет фактического использования до утверждения Перечня на 2019 год в соответствии с Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233, не проводилось. Обследование здания произведено после издания оспариваемого нормативного правового акта ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением вышеуказанного Порядка, в связи с чем обоснованно признал означенный акт обследования недопустимым доказательством соответствия оспариваемой нормы федеральному и региональному законодательству.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком вопреки положениям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность включения спорного объекта объекта в Перечень на 2019 год.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным положениям Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения спорного объекта в Перечень на 2019 год.

Как обоснованно указали суды, приведенный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером безусловно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения.

В таком случае содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования объекта недвижимого имущества.

Согласно техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану расположенные в здании помещения имеют наименования: производственное, магазин, кладовая, туалеты, антресоль, кабинеты, комната приема пищи, площадка; в литере А1: тепловой узел, электрощитовая, коридор, мастерская; в литере А2: склады, кабинеты, коридор, комната отдыха, туалет, комната приема пищи, склад, проезд.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит верными выводы судов о том, что на основании сведений, содержащихся в документах технического учета, данное здание также не подлежит включению в Перечень на 2019 год, поскольку из информации о назначении нежилых помещений в здании нельзя сделать однозначный вывод о том, что более 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, тогда как само по себе наименование здания (административное) для отнесения его к категории административно-делового центра не может быть признано достаточным.

Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 9 октября 2020 года.

Председательствующий

Судьи: