ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-20428/2022 от 05.10.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-20428/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 5 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Шеломановой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 ФИО8 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Минюсту России о признании бездействия, распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (дело № 2а-51/2022),

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации на основании доверенности ФИО3, возражавшей против доводов жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Минюсту России о признании незаконным бездействия, указывая на то, что в его адрес не направлялось уведомление о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр).

Также административный истец просил признать незаконным распоряжение Минюста России от 29 сентября 2021 года о признании его иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации о нем в Реестр, обязать административного ответчика исключить сведения о нем из Реестра, указывая на то, что оно не соответствует Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является политически мотивированным. Как полагал административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, в отношении него допускается дискриминация.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года, в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 09 августа 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований, указывая на неверное применение судами норм материального права.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против доводов жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация (письмо от 27 августа 2021 года) о получении ФИО1 денежных средств из иностранных источников (с декабря 2019 г. по июль 2021 г. получено около 121 тыс. долларов США и более 5 тыс. евро от MEDIAZONA INC, NORTH BEE LLC, THE VOICE PROJECT INC и неустановленного лица (DEUTSCHE BANK,AG,Frankfurt am Main).

Также в Минюст России из Роскомнадзора (письмо от 26 августа 2021 года) поступили сведения о том, что ФИО1 выступает учредителем ООО «ЗОНА ПРАВА» (ИНН <***>), которое реализует правозащитный проект «Зона Права» (https://zonaprava.com/); административный истец ведет страницы в социальных сетях, на каждую из которых имеет от 5,8 тыс. до 136,2 тыс. подписчиков). За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлены факты распространения ФИО1 в своих аккаунтах в социальных сетях материалов иностранного средства массовой информации SIA «Medusa Project», выполняющего функции иностранного агента; с июля 2020 года по август 2021 года выявлены факты участия ФИО1 в создании материалов иностранных средств массовой информации SIA «Medusa Project» и «Телеканал Настоящее Время», выполняющих функции иностранного агента (л.д. 42-45).

29 сентября 2021г. Минюстом России принято распоряжение № 1096-р о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которое предварительно (21 сентября 2021 г.) было согласовано с МИД России.

30 сентября 2021г. Минюстом России почтой направлено административному истцу уведомление №11-115607/21 о принятом распоряжении решении.

Информация о включении административного истца в Реестр также была в указанное время размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Минюста России.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика, нарушении законодательства при принятии распоряжения, не нашли своего объективного подтверждения, поскольку ФИО1 направлялось уведомление о включении сведений о нем в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; направление Минюстом России непосредственно оспариваемого распоряжения законодательством не предусмотрено; также, вопреки доводам заявителя, оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; оно принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ; законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов; оснований не доверять сообщениям Роскомнадзора и Росфинмониторинга относительно ФИО1 не имеется; фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличии политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.

Оснований не согласиться с указанными выводами судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется по причине их соответствия установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального права.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).Законом Российской Федерации от 27 декабря 1919 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее по тексту – Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).

В соответствии со статьёй 6 Закона о СМИ, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года № 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, с учётом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ, решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Оснований полагать, что вышеприведенные нормы права применены судами неверно, не имеется.

Принимая во внимание установленный факт авторства и распространения информации, созданной и распространенной иностранным средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, а также факт иностранного финансирования, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения о включении административного истца в реестр.

Вопреки доводам кассационной жалобы о недоказанности факта иностранного финансирования суды обеих инстанций обоснованно исходили из отсутствия оснований для признания информации, предоставленной Росфинмониторингом недостоверной, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Доводы кассационной жалобы о недоказанности осуществления деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, и сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов, однако, их не опровергают. Правом на переоценку доказательств по делу суд кассационной инстанции в силу требований части 3 статьи 329 КАС РФ не наделен.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 ФИО9 - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи: