ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-20593/20 от 24.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-20593/2020

город Кемерово 24 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Зиновьевой К.В., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ишмухаметовой Татьяны Анатольевны, поданную 16 ноября 2020 года, на решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 августа 2020 года

по административному делу № 2а-1969/2019 по административному исковому заявлению Ишмухаметовой Татьяны Анатольевны о признании незаконным распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО1, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО2», о признании незаконным распоряжения главы Администрации ЗАТО Северск Томской области от 9 июля 2019 года № 1461 «Об отказе в предоставлении государственной услуги Ишмухаметовой Т.А.», о взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения Ишмухаметовой Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

у с т а н о в и л а:

Ишмухаметова Т.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО3, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО4», о признании незаконным распоряжения главы Администрации ЗАТО Северск Томской области от 9 июля 2019 года № 1461 «Об отказе в предоставлении государственной услуги Ишмухаметовой Т.А.», о взыскании судебных расходов в размере 40 600 руб.

В обоснование требований ссылалась на то, что решением Ленинского районного суда г. Томска от 23 октября 2018 года её мама - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной, в связи с чем распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска от 12 декабря 2018 года № 1676 над ФИО6 была установлена предварительная опека сроком на шесть месяцев с момента регистрации распоряжения, а она была назначена временно опекуном и добросовестно исполняла свои обязанности опекуна.

15 февраля 2019 года распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска был утвержден протокол заседания комиссии по вопросам опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска, из которого следовало, что оснований, предусмотренных действующим законодательством, для освобождения или отстранения Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО7 не установлено, однако с учетом предоставленного акта обследования условий жизни заинтересованного лица ФИО12, мнения ФИО8 было разрешено проживание лица, находящегося под опекой, у ФИО13 по адресу: <адрес>, отдельно от опекуна Ишмухаметовой Т.А., при условии, что это не отразится неблагоприятно на защите прав и интересов подопечного. Этим же распоряжением на нее были возложены ряд обязанностей, исполняя которые она, действуя в интересах совершеннолетнего недееспособного гражданина, обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Томска с иском к ФИО9, ФИО10, ФИО11 о взыскании алиментов на содержание нетрудоспособного родителя, по результатам рассмотрения которого судом было утверждено мировое соглашение. Затем ей стало известно, что 8 апреля 2019 года личное дело ФИО14 было направлено в Администрацию ЗАТО Северск Томской области для постановки на учет и осуществления надзора за деятельностью опекуна, которым 15 апреля 2019 года была назначена ФИО15, в связи с постоянным проживанием ФИО16 на территории ЗАТО Северск. При этом заявление административного истца об установлении постоянной опеки от 29 апреля 2019 года было рассмотрено на заседании комиссии по вопросам опеки и попечительства 15 мая 2019 года, по итогам рассмотрения было принято решение об отказе в выдаче заключения о возможности быть опекуном, в связи с представленным результатом медицинского освидетельствования от 7 декабря 2018 года, срок которого составляет три месяца.

После обращения для разрешения сложившейся ситуации в суд, распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска № 809 от 7 июня 2019 года срок предварительной опеки над ФИО17 был продлен на два месяца, то есть, с учетом распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Томска от 12 декабря 2018 года, всего сроком до 12 августа 2019 года. Вместе с тем распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 опека над ФИО18 была прекращена, а административный истец освобождена от исполнения обязанностей опекуна. Данные действия Администрации Ленинского района г. Томска были обжалованы в прокуратуру Ленинского района г. Томска и по результатам проведенной проверки представлен ответ, что главе Администрации Ленинского района г. Томска было внесено представление об устранении нарушений законодательства об опеке и попечительстве, но решить вопрос о привлечении виновного лица - начальника опеки и попечительства не представилось возможным, в связи с увольнением сотрудника.

Кроме того, постановлением главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 1461 от 9 июля 2019 года ей было отказано в предоставлении государственной услуги - назначение гражданина опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного гражданина. Данное распоряжение не может быть признано законным и подлежит отмене в связи со следующим. Из Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927, при смене совершеннолетним недееспособным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства подопечного направляет личное дело в течение трех дней по новому месту жительства подопечного. В данном случае вопрос о месте проживания ФИО19 решился на заседании комиссии 15 февраля 2019 года, но личное дело было передано в Администрацию ЗАТО Северск Томской области только 8 апреля 2019 года, что послужило причиной установления двойной опеки в отношении ФИО20 и лишило административного истца возможности своевременно собрать необходимые документы для назначения опекуном над матерью на постоянной основе.

Также в нарушение пункта 9 Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в её адрес не было направлено ни акта об отказе в назначении опекуном, ни заключения о невозможности быть опекуном, не были возвращены все предоставленные документы, не был разъяснен порядок обжалования решения. Отказывая в предоставлении государственной услуги - назначение гражданина опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного гражданина, глава Администрации ЗАТО Северск Томской области сослался на подпункт 2 пункта 17 административного регламента, в котором говорится об отсутствии нравственных и иных личных качеств, необходимых для выполнения обязанностей опекуна или попечителя, способности к выполнению обязанностей опекуна, желания подопечного, выявленных в результате обследования условий жизни заявителя.

Указывает, что обжалуемые постановления ущемляют её права как лица, изъявившего желание осуществлять опеку над своей матерью, а из-за наличия пропускного режима проезда в ЗАТО Северск она лишена возможности навещать маму, контролировать её здоровье.

Ишмухаметовой Т.А. было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что для обжалования распоряжений главы Администрации Ленинского района г. Томска предусмотрен трехмесячный срок, однако обратившись в досудебном порядке в прокуратуру Ленинского района г. Томска с жалобами на указанные распоряжения, она полагала, что срок для обращения в суд начал течь с момента получения ответа прокурора района, а именно с 31 июля 2019 года.

Решением Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 августа 2020 года постановлено: «Решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2019 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Ишмухаметовой Т.А. к Администрации Ленинского района г. Томска о признании незаконным распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Ленинского района Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО21, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО22» отменить.

Принять в данной части новое решение, которым признать незаконным распоряжение исполняющего обязанности главы Администрации Ленинского района Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО23, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО24».

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2019 года оставить без изменения».

В кассационной жалобе Ишмухаметовой Т.А. ставится вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении требований и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами при рассмотрении дела.

Согласно части 1 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации при назначении опекуна должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей (пункт 7 статьи 10 указанного федерального закона).

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 23 октября 2018 года решением Ленинского районного суда г. Томска было удовлетворено заявление Ишмухаметовой Т.А. о признании недееспособной ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

12 декабря 2018 года распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска над совершеннолетней недееспособной ФИО26 была установлена предварительная опека сроком до шести месяцев с момента регистрации, Ишмухаметова Т.А. была временно назначена опекуном ФИО27 на указанный срок.

Решением комиссии по вопросам опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска, оформленного проколом № 5 от 15 февраля 2019 года, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска № 172 от 15 февраля 2019 года, было определено, что оснований для освобождения или отстранения Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО28 не имеется, однако с учетом акта обследования условий жизни ФИО29 и мнения ФИО30, последней было разрешено проживать отдельно от опекуна Ишмухаметовой Т.А. по месту жительства ФИО31 Ишмухаметовой Т.А. было рекомендовано соблюдать и защищать права и законные интересы совершеннолетней недееспособной ФИО32, обеспечить сохранность её имущества, выполнять должным образом требования к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетней недееспособной ФИО33

7 июня 2019 года распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска № 809 предварительная опека над совершеннолетней недееспособной ФИО34 была продлена сроком на два месяца, временным опекуном назначена Ишмухаметова Т.А.

Постановлением главы администрации ЗАТО Северск от 15 апреля 2019 года № 664 установлена опека над недееспособной ФИО35, опекуном назначена Иванова И.А.

17 июня 2019 года Ишмухаметова Т.А. обратилась в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о передаче под опеку ФИО36 Данное заявление с предоставленными документами было передано в администрацию ЗАТО Северск для рассмотрения по территориальности.

21 июня 2019 года распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Ленинского района г. Томска Мартыновым В.А. № 847 опека над совершеннолетней недееспособной ФИО37 на основании положений пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве» была прекращена, Ишмухаметова Т.А. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО38, а распоряжение главы администрации Ленинского района г. Томска от 7 июня 2019 года № 809 «О продлении предварительной опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО39» было решено считать утратившим силу.

27 июня 2019 года совершеннолетней недееспособной ФИО40 в администрацию ЗАТО Северск принесены возражения относительно назначения её опекуном Ишмухаметовой Т.А. Указанные возражения ФИО41 подтвердила и в судебном заседании суда первой инстанции.

Постановлением главы администрации ЗАТО Северск от 9 июля 2019 года № 1461 Ишмухаметовой Т.А. в предоставлении государственной услуги «Назначение гражданина опекуном или попечителем (постановка на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем) совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина» было отказано со ссылкой на мнение ФИО42, выраженного в письменной форме от 27 июня 2019 года о несогласии с тем, что её опекуном будет назначена Ишмухаметова Т.А., и в том числе, со ссылкой на подпункт 2 пункта 17 приказа Департамента социальной защиты населения Томской области от 30 августа 2012 года № 194 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение гражданина опекуном или попечителем (постановка на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем) совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что распоряжение главы администрации ЗАТО Северск Томской области № 1461 от 9 июля 2019 года «Об отказе в предоставлении государственной услуги Ишмухаметовой Т.А.» принято уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и в установленные сроки, содержание соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения. Также отсутствуют основания для признания незаконным распоряжения главы администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО43, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО44», поскольку опека над совершеннолетней недееспособной ФИО45 была прекращена на основании положений пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Ишмухаметова Т.А. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО46 Срок предварительной опеки, назначенной 12 декабря 2018 года распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска над совершеннолетней недееспособной ФИО47 истёк в июне 2019 года.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Ишмухаметовой Т.А. о признании незаконным распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Ленинского района Томска от 21 июня 2019 года № 847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО48, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО49» и удовлетворяя требования в указанной части, судебной коллегией указано, что в соответствии с текстом распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 оно вынесено на основании положений пункта 5 статьи 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве». Указанным распоряжением прекращена опека над совершеннолетней дееспособной ФИО50, Ишмухаметова Т.А. освобождена от исполнения обязанностей опекуна. Согласно положениям пункта 5 статьи 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве» предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. С учетом приведенных положений закона указанное распоряжение могло быть вынесено и решение о прекращении предварительной опеки принято лишь в случае, если срок предварительной опеки не продлевался. В тоже время распоряжением администрации Ленинского района г. Томска № 809 от 7 июня 2019 года срок предварительной опеки был продлен на 2 месяца, то есть до 12 августа 2019 года. Таким образом, предварительная опека по указанному основанию могла быть прекращена не ранее истечения указанного срока. Указание в пункте 4 распоряжения № 847 от 21 июня 2019 года на признание утратившим силу распоряжения Главы администрации Ленинского района г. Томска № 809 от 7 июня 2019 года не свидетельствует о законности принятого решения, поскольку каких-либо правовых оснований принятого решения оспариваемое распоряжение не содержит. Признаны обоснованными выводы суда о законности распоряжения об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку основания для отказа в предоставлении услуги нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, подтверждены заявлением ФИО51, актом проверки условий жизни, актом поквартирного обхода, свидетельствуют об отсутствии психологического контакта между административным истцом и подопечной.

Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций в обжалуемой части, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, при этом в силу требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.

Исходя из доводов кассационной жалобы оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не усматривает. Выводы судов в части отказа в удовлетворении требований соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена.

Оспариваемое распоряжение главы администрации ЗАТО Северск Томской области от 9 июля 2019 года № 1461 «Об отказе в предоставлении государственной услуги Ишмухаметовой Т.А.» требованиям закона не противоречит, органом опеки и попечительства обоснованно принято во внимание несогласие ФИО52 в назначении ее опекуном Ишмухаметовой Т.А.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, изложенную в судебных актах, которая соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда о пропуске срока на обращение в суд и отсутствии оснований для его восстановления не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают их правильности. Вопреки доводам кассационной жалобы, обращение в прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования не прерывает течение процессуального срока, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а равно не свидетельствует об уважительности причин его пропуска.

Иное толкование заявителем положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 августа 2020 года в обжалованной части в части отказа в удовлетворении требований оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 января 2021 года.

Председательствующий

Судьи