ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-21478/2023 от 25.10.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-21478/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 25 октября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Виноградовой О.В., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном кассационную жалобу лица, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц, ФИО1, поданную 29 августа 2023 г., на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 28 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г.,

по административному делу № 2а-211/2023 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 о признании незаконным решение Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 29.07.2022 № 765/22 о внесении изменений в решение Службы № 739/22 от 22.07.2022 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области»; признать незаконными действия Службы о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о многоквартирном доме № <адрес> из лицензии ООО «УО Прогресс» с даты, ранее первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия решения Службы № 739/22 от 22.07.2022 «О внесении изменении в реестр лицензий Иркутской области», то есть ранее 01.08.2022.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э., объяснения лица, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц, ФИО1, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, представителей товарищества собственников недвижимости «АкадемПлюс» ФИО26, ФИО27, поддержавших доводы, изложенные в возражениях,

установила:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 обратились в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 29.07.2022 № 765/22 о внесении изменений в решение Службы № 739/22 от 22.07.2022 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области»; признании незаконными действий Службы о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о многоквартирном <адрес>Б по <адрес> в <адрес> из лицензии общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Прогресс» (далее - ООО «УО Прогресс») с даты, ранее первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия решения Службы № 739/22 от 22.07.2022 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области», то есть ранее 01.08.2022.

В обоснование требований указано, что заявители являются собственниками и жителями квартир в жилом доме по адресу: <адрес>Б. С 05.09.2015 деятельность по управлению многоквартирным домом № <адрес> <адрес> (далее – МКД Б) осуществляло ООО «УО Прогресс», что подтверждается сведениями, содержащимися в реестре лицензий Иркутской области, размещенном в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Жителями дома МКД Б по <адрес> в <адрес> добросовестно вносились платежи за жилищно-коммунальные услуги по июль 2022 года включительно в адрес ООО «УО Прогресс».

Службой принято решение от 22.07.2022 № 739/22 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области», которым по результатам рассмотрения уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, поступившего от товарищества собственников недвижимости «АкадемПлюс» (далее – ТСН «АкадемПлюс») от 08.07.2022, внесены изменения в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД Б по <адрес> в <адрес>, в отношении которого ООО «УО Прогресс» 31.07.2022 прекращает деятельность по управлению МКД Б в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещений МКД Б, оформленного протоколом от 15.03.2022 , о выборе иного способа управления – управление ТСН «АкадемПлюс».

Полагают, что решение о внесении изменений в реестр лицензий в обязательном порядке должно содержать в себе дату, с которой указанные изменения подлежат внесению в реестр. Решение Службы от 22.07.2022 указанному требованию закона соответствует.

Вместе с тем, 29.07.2022 Службой принято решение о внесении изменений в решение № 739/22 от 22.07.2022 в связи с допущенной опиской. В соответствии с данным решением фактически текст решения от 29.07.2022 изложен в новой редакции: внесены изменения в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД Б, в отношении которого ООО «УО Прогресс» прекратило деятельность по управлению МКД Б в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещений <адрес>Б, оформленного протоколом от 15.03.2022 № 1, о выборе иного способа управления – управление ТСН «АкадемПлюс».

Решение полагают незаконным, поскольку Служба в решении не установила дату внесения изменений в реестр лицензий. Данные действия были совершены административным ответчиком намеренно и после принятия решения от 29.07.2022 в нарушение Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр. А именно, 11.08.2022 в ГИС «ЖКХ» размещена информация о том, что управление МКД Б осуществляет ТСН «АкадемПлюс» с 15.03.2022, а в последующем информация о дате начала осуществления деятельности по управлению домом ТСН «АкадемПлюс» была изменена на 25.06.2021.

Придание обратной силы решению о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области законом не предусмотрено. Следствием действий административного ответчика явилось то, что ТСН «АкадемПлюс» в настоящее время выставляет жителям <адрес>Б требование об оплате жилищно-коммунальных услуг за период с июля 2021 года. При этом фактически управление домом в период до августа 2022 года осуществлялось ООО «УО Прогресс», оплату в адрес которого добросовестно осуществляли жители дома. Фактически, жителей принуждают дважды оплатить коммунальные услуги. Помимо требований на настоящий момент имеются не вступившие в законную силу решения мирового судьи о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с жителей в пользу ТСН «АкадемПлюс». Таким образом, незаконное решение, а также последующие незаконные действия ответчика по внесению изменений в реестр лицензий Иркутской области с даты предшествующей как дате принятия самого решения Службы, предшествующей дате, обращения ТСН «АкадемПлюс» с уведомлением о начале деятельности, предшествующей дате заключения ТСН «АкадемПлюс» договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг - влекут неблагоприятные последствия для жителей МКД Б.

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 28.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19.07.2023, в удовлетворении административных требований отказано.

В кассационной жалобе, лицо, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает, что не применены положения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, и позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 11.05.2022. Настаивает, что решение о внесении изменений в реестр лицензий в обязательном порядке должно содержать в себе дату, с которой указанные изменения подлежат внесению в реестр. Без указания даты внесения изменения в реестр, данные изменения носят произвольный, ничем не урегулированный характер, однако указанное не было принято во внимание судом при вынесении решения. Указывают, что в данном случаи предметом спора не является законность или незаконность управления домом ТСН «АкадемПлюс», также предметом не является фактическая дата начала исполнения ТСН «АкадеПлюс» обязанностей по управлению МКД, а соответствует ли обжалуемое решение требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр. Полагает, поскольку решение принято 29.07.2022, изменения в реестр лицензий могли быть внесены только с 01.08.2022, что судом не было учтено. Настаивают на нарушение административным ответчиком порядка принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий, поскольку ООО У О «Прогресс» не обращалось с заявлением в Службу государственного и жилищного и строительного надзора Иркутской области. Вынесение административным ответчиком решения о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области без указания конкретной даты, с которой вносятся изменения, противоречит нормам действующего порядка, а именно подпункта «б» пункта 14 Порядка в части указания конкретной даты (срока), с которой вносятся изменения в реестр лицензий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений представленных Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, ТСН «АкадемПлюс», судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> о чем представлен реестр собственников помещений МКД.

Решением о выборе способа управления МКД Б, оформленным протоколом внеочередного общего собрания от 25.06.2021 , создано ТСН «АкадемПлюс».

08.07.2022 (вх. ) в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области поступило уведомление ТСН «АкадемПлюс» о выборе собственниками помещений в способа управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья, а также сведения о направлении подлинника протокола общего собрания собственников помещений от 15.03.2022 . В обращении ТСН «АкадемПлюс» просило внести изменения в реестр лицензий Иркутской области, исключив из реестра лицензий ООО «УО Прогресс» сведения о

По итогам проверки уведомления ТСН «АкадемПлюс» и документов, представленных заявителем, Службой установлено, что документы представлены в полном объеме, сведения, содержащиеся в уведомлении, достоверны, ООО «УО Прогресс» не представило наличие законных оснований для дальнейшего осуществления деятельности по управлению , сведения о ТСН «АкадемПлюс» в едином федеральном реестре банкротств отсутствуют, признаков ничтожности решения общего собрания не имеется, в связи с чем, заключением от 22.07.2022 предложено принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о МКД Б по <адрес> в <адрес>, в отношении которого ООО «УО Прогресс» прекратило деятельность в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещении , оформленного протоколом от 15.03.2022 , о выборе иного способа управления - управление ТСН «АкадемПлюс».

Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области принято решение от 22.07.2022 № 739/22 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области» согласно которому в соответствии с пунктом 8 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", по результатам рассмотрения уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, поступившего от ТСН «АкадемПлюс», дата регистрации уведомления: ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о , в отношении ООО «УО «Прогресс» 31.07.2022 прекращает деятельность по управлению , в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещений , оформленного протоколом от 15.03.2022 о выборе иного способа управления.

Решением Службы от 29.07.2022 № 739/22 «О внесении изменений в решение Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области № 739/22 от 22.07.2022 «О внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области» в связи с допущенной опиской в решении № 739/22 от 22.07.2022 редакция решения изменена, указано в частности: принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о , в отношении которого ООО «УО «Прогресс» прекратило деятельность по управлению в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещений МКД 297Б, оформленного протоколом от 15.03.2022 , о выборе иного способа управления – управление ТСН «АкадемПлюс».

Установлено также, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2022 по делу № А19-17319/2021, вступившего в законную силу 19.07.2022, удовлетворены требования ТСН «АкадемПлюс» к ООО «УО Прогресс» об обязании передать техническую и иную документацию, связанную с управлением <адрес>. В мотивировочной части указанного решения указано, что обязанность ТСН «АкадемПлюс» по управлению МКД возникла с момента приятия общим собранием собственников решения об избрании способа управления МКД, соответствующим обстоятельством определяется и момент прекращения правоотношения по управлению МКД управляющей организаций. Установлена также фактическая дата начала управления ТСН «АкадемПлюс» многоквартирным домом - с 25.06.2021.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь требованиями статей 44, 161, 195, 198 ЖК РФ, положениями Порядка и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, "Положения о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 124-пп "О реорганизации службы государственного жилищного надзора Иркутской области", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, не установив нарушений прав административных истцов вследствие принятия оспариваемого решения.

Выводы судов судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает по существу правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку не подтверждают нарушение прав, восстановление которых невозможно без отмены судебных актов, принятых в пределах заявленный требований.

Порядок, условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлен Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 указанного Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.

Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать, в частности: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.

В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя

Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

Подпунктом «б» пункта 14 Порядка установлено, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора: в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Порядка, - с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

При этом, указанный Порядок, а равно иные документы, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают требований к содержанию решения, принимаемого уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 Порядка.

В связи с изложенным, доводы административных истцов, изложенные в ходе рассмотрения настоящего административного дела, а равно доводы кассационной жалобы, о незаконности оспариваемого решения Службы по мотивам отсутствия в решении указания на дату внесения изменений в реестр, о его незаконности не свидетельствуют, в связи с чем выводы судов об отказе в удовлетворении требований являются правильными.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены судами в соответствии с предметом и основаниями заявленных требований. Доводы кассационной жалобы о неправильном определении предмета спора не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на субъективной оценке заявителями содержания обжалуемых судебных актов.

Доводы жалобы о нарушении порядка принятия оспариваемого решения в связи с отсутствием заявления ООО «УО «Прогресс» основаны на неверном определении заявителями обстоятельств, имеющих значение для дела и неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, основанием для отмены судебных актов являться не могут.

Доводы кассационной жалобы о фактическом придании обратной силы решению о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области, направлены на оспаривание даты начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом ТСН «АкадемПлюс», что не может являться предметом судебной оценки и проверки в пределах избранного заявителями способа защиты права. Кроме того, обстоятельства, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на обстоятельствах, установленных судебным актом Арбитражного суда Иркутской области, вступившего в законную силу.

Иные доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного по существу судебного акта, не подтверждают.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба лица, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц, ФИО1, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 28 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 26 октября 2023 г.

Председательствующий

Судьи