КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-2169/2020
28 октября 2020 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В.,
судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П.,
при секретаре Семенец М.К., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика – Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) (далее - Управление) Безрукова Евгения Сергеевича на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 5 марта 2020 г. (дело № 2а-14/2020) и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 мая 2020 г., принятые по административному исковому заявлению войсковой части <данные изъяты> о признании незаконными отдельных положений акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной Управлением в войсковой части <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и поданных на нее возражений, объяснения представителя административного истца Ивановой Л.В., просившей оставить судебные акты без изменения, а жалобу – без удовлетворения, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Знаменского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление командира войсковой части <данные изъяты>, в котором его представитель, с учетом уточнений, просил признать незаконными п. 3.2.4 и 5 раздела «Выводы» акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> от 30 октября 2019 г. № ****** (далее - Акт), проведенной Управлением, касающиеся нарушений, допущенных в войсковой части <данные изъяты> в связи с выплатой компенсационной надбавки лицам гражданского персонала (за исключением работников ФИО1 , ФИО2 и ФИО3.), занятым на работах с вредными условиями труда за период с февраля по август 2019 года.
В кассационной жалобе, поданной 25 августа 2020 г., представитель административного ответчика, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого он приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, которые сводятся к тому, что сохранение ранее установленных льгот и компенсаций лицам гражданского персонала войсковой части <данные изъяты>, принятым на работу до 1 января 2014 г. и в отношении рабочих мест которых снижен подкласс опасности, противоречит требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, изданного в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583. Также судами оставлены без внимания положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О социальной оценке условий труда», который гарантировал сохранение установленных до 1 января 2014 г. компенсаций работникам, класс вредности должностей которых изменился в связи с вступлением в законную силу указанного закона, лишь в случае установления факта сохранения прежних условий труда по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Суд первой инстанции не учел положения ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации, которые не обязывают работодателя принимать локальные нормативные акты исходя из мнения представительного органа работника, а также не привел отличий между тремя работниками, которым необоснованно произведены выплаты компенсационного характера, и остальными работниками, которым эти выплаты произведены на законных основаниях. Кроме того, автор жалобы, ссылаясь на письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 15-1/В-4549, от 26 февраля 2016 г. № 15-1/В-601 и от 16 декабря 2015 г. № 15-1/ООГ-6372, утверждает, что факт улучшения условий труда работников войсковой части <данные изъяты> был зафиксирован по результатам специальной оценки условий труда, поэтому выплаты за работу во вредных условиях труда произведены административным истцом необоснованно. Причем в заключение жалобы представитель акцентирует внимание на том, что оценка условий труда на рабочих местах должна производится на основании результатов специальной оценки условий труда и в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О социальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон «О СОУТ»), а не на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в войсковой части <данные изъяты>, действие которой истекло.
В возражениях на кассационную жалобу представитель командира войсковой части <данные изъяты> Шурыгина А.Н., просит оставить её без удовлетворения, а состоявшиеся по делу судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу, подтверждается его материалами, что в сентябре 2018 года в войсковой части <данные изъяты> аккредитованными специалистами ООО «Труд-Экспертиза» проведена специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) (<данные изъяты> рабочих мест), по результатам которой установлены подклассы условий труда 3.1 (на работах с вредными условиями труда 1 степени) на рабочих местах по должностям, в частности, оператора копировальных машин, заведующего складом горючего, заведующего хранилищем, заведующего складом РХБЗ, и 3.2 (на работах с вредными условиями труда 2 степени), в частности, инженера, начальника отделения, техника, электрогазосварщика, проводника пассажирских вагонов, помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза (локомотива), составителя поездов, наборщика вручную, переплетчика, начальника лаборатории и техника отделения физико-химического анализа.
Данные сведения были отражены в отчете от 26 ноября 2018 г. и картах специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в коллективный договор на 2017-2019 годы, заключенный между ФКУ «Войсковая часть <данные изъяты>» и гражданским персоналом в лице профсоюзного комитета этой воинской части. С результатами проведенной оценки гражданский персонал воинской части был ознакомлен.
Пунктами 2.1.3 и 2.1.4 названного коллективного договора и приложением № 1 к нему определено, что система оплаты труда гражданского персонала воинской части включает в себя, в том числе, условия размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; отдельным работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями. Должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными условиями труда, на 12%, а на работах с вредными и опасными условиями труда – на 24%.
После внесения изменений в приложение № 5 к коллективному договору в феврале 2019 г. утвержден Перечень должностей (рабочих мест), на которых гражданскому персоналу устанавливаются повышенные тарифные ставки за работу во вредных и опасных условиях труда, а также утвержден список гражданского персонала, согласно которому сохранены льготы и компенсации, действующие до момента расторжения трудового договора с работником или перевода его на другую должность.
Согласно данному списку были сохранены льготы и компенсации в виде доплаты к тарифной ставке в размере 24% и 12 %, 3 и 45 работникам, соответственно.
В сентябре - октябре 2019 года контрольной группой Управления была проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты>, по результатам которой составлен Акт, п. 3.2.4 которого содержит вывод о неправомерности выплаты 48 лицам гражданского персонала указанной воинской части компенсационной надбавки за работу с вредными условиями на общую сумму 122648 руб. 32 коп. В связи с этим в п. 5 раздела «Выводы» включено требование о необходимости принятия решения по возмещению выявленного ущерба.
При разрешении данного спора суды первой и апелляционной инстанций, правильно оценив приведенные обстоятельства, обоснованно пришли к выводу о незаконности оспариваемых положений Акта.
При этом судами, вопреки мнению автора, учтен и правильно применен п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О социальной оценке условий труда», которым в целях обеспечения преемственности существовавших процедур предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, сохранения ранее приобретенных ими прав, установлено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 г. при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда будет считаться уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Исходя из изложенного следует, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 1 января 2014 г. размеры компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда.
Аналогичный подход содержится в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 15-1/В-601.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, а также допросив свидетелей, судами достоверно установлено, что принимая на работу сотрудников, работодатель в лице командира войсковой части <данные изъяты> расценивал выполняемую ими работу как работу с вредными и особо вредными условиями труда, ежемесячно доплачивая 12 и 24 процента к должностному окладу, соответственно, и предоставляя иные льготы, а по результатам проведения СОУТ в 2018 году условия труда этих работников не улучшились, за исключением трех работников, принятых после 1 января 2014 г.
Доказательств об обратном в материалах дела не имеется, в связи с чем довод автора жалобы об улучшении условий труда на рабочих местах гражданского персонала войсковой части <данные изъяты> является безосновательным.
При изложенных обстоятельствах судебными инстанциями сделан верный вывод о правомерности выплат 45 работникам названной воинской части компенсационных надбавок за работу с вредными условиями на общую сумму 116770 руб. 32 коп. и незаконности оспариваемых положений Акта.
Утверждение представителя Безрукова Е.С., со ссылкой на разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержащиеся в письмах от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298 и от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113, о невозможности использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленных после 31 декабря 2013 г., видится беспредметным, поскольку судами исследовались результаты аттестации, проведенной в 2007-2009 годах, применение которых не противоречит разъяснениям того же Министерства Российской Федерации, сформулированным в письме от 26 декабря 2014 г. № 15-0/10/В-9074.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов, согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 5 марта 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 мая 2020 г., принятые по административному исковому заявлению командира войсковой части <данные изъяты>, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Безрукова Евгения Сергеевича– без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.П. Красношапка
С.П. Шпаков