ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-21981/2021 от 16.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-21981/2021

г. Кемерово 16 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Конаревой И.А. и Евтифеевой О.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Сергеева Антона Викторовича, Сергеевой Марии Александровны, поданной через суд первой инстанции 29 октября 2021 года, на решение Верховного Суда Республики Алтай от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года по делу а-2/2021 по административному исковому заявлению Сергеева Антона Викторовича, Сергеевой Марии Александровны о признании не действующим в части Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай, нуждающимся в поддержке семьям, имеющих детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай (далее также Государственное Собрание) 20 декабря 2019 года принят Закон Республики Алтай № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (далее – Закон от 20 декабря 2019 года № 78-РЗ).

Часть 2 статьи 2 указанного закона предусматривает, что право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан в случае рождения (усыновления) с 1 января по 31 декабря 2020 года третьего или последующего ребенка, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Алтай за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Закон от 20 декабря 2019 года № 78-РЗ официально опубликован на сайте http;//www.pravo.gov.ru 30 декабря 2019 года.

Законом Республики Алтай от 23 декабря 2020 года внесены изменения в статью 2 Закона от 20 декабря 2019 года № 78-РЗ.

Сергеев А.В., Сергеева М.А. обратились в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о признании не действующей вышеназванной нормы регионального закона, с учетом уточненных требований в обоснование административного иска указывали на то, что <данные изъяты> у них родился третий ребенок, однако в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» решением казенного учреждения Республики Алтай «УСПН Майминского района» им было отказано на основании оспариваемой нормы.

Полагают, что часть 2 статьи 2 Закона от 20 декабря 2019 года № 78-РЗ противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», так как ущемляет их права на социальную выплату отдельной категории многодетных семей, к которой относится семья.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года, требования административных истцов оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Сергеев А.В., Сергеева М.А. ставят вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального права, поскольку предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счет федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлены критерии предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей, в связи с чем орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое регулирование условий ее назначения и ограничивать круг получателей данной меры социальной поддержки.

Полагают, что Правительство Республики Алтай ни в 2018 году, ни в 2019 году не реализовало свои полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета, чем нарушило конституционные права граждан (многодетных семей), проживающих на территории Республики Алтай.

Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Республики Алтай принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

Разрешая заявленные требования по существу и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" принят уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта. В данной части судебные акты не оспариваются.

Оценивая доводы административных истцов об ограничении оспариваемым нормативным правовым актом права семей, имеющих трех и более детей, родившихся в 2019 году, на получение ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет, суд первой инстанции, с учетом положений части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца 3 пункта I статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей за счет собственного бюджета, и в период с 2013 года по 2019 год Республики Алтай вправе была самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей, исходя из социально-экономического и финансового положения республики как субъекта Российской Федерации, но не реализовала соответствующие полномочия, что не противоречит требованиям федерального законодательства. Кроме того, суд указал, что до 25 ноября 2019 года осуществление за счет средств федерального бюджета софинансирования расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", зависело величины суммарного коэффициента рождаемости в субъектах Российской Федерации, Республика Алтай в период с 2013 года по 2019 год имела высокий суммарный коэффициент рождаемости, превышающий коэффициент 2, что не давало оснований для установления соответствующего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации.

Распространение же норм Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на правоотношения, возникшие в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, является прерогативой законодателя и обусловлено софинансированием расходов Республики Алтай на реализацию указанной меры поддержки за счет средств федерального бюджета, начиная с 1 января 2020 года.

Учитывая, что Республика Алтай впервые распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 года № 2968-р была включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году за счет средств федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и отсутствии нарушения нормами Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» прав административных истцов.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов основаны на нормах закона и соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Сергеев А.В., Сергеева М.А. являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением КУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» от 22 сентября 2020 года Сергеевой М.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги.

Поскольку отказ в назначении меры социальной поддержки произведен на основании оспариваемой нормы закона, административные истцы обратились в суд с настоящими требованиями.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

По вопросам, указанным в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 606), принятого в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Статьей 2 Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 78-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 23 декабря 2020 года № 75-РЗ) «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» определено, что право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей (усыновителей) в связи с рождением (усыновлением) совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Республики Алтай (далее - граждане) (пункт 1). Право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан в случае рождения (усыновления) с 1 января по 31 декабря 2021 года третьего или последующего ребенка, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Алтай за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2). Ежемесячная выплата предоставляется на одного ребенка (третьего или последующего) до достижения им возраста трех лет (пункт 3). При наличии у гражданина права на ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с абзацем пятым части 2 статьи 2 Закона Республики Алтай от 1 декабря 2004 года № 60-РЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» и в соответствии с настоящим Законом выплата предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина (пункт 4).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции от 20 марта 2019 года), предусмотрен принцип софинансирования расходных обязательства субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 данного Указа.

В соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2019 № 570 в Указ от 7 мая 2012 года № 606, софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществляется с 1 января 2020 года независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также рекомендовано принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография», посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 (в редакции от 20 марта 2019 года) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Правилами критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в переченъ субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости. В перечень включаются субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Как установлено судами, Республика Алтай в период с 2013 года по 2019 год имела высокий суммарный коэффициент рождаемости, превышающий коэффициент 2.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 года № 2968-р Республика Алтай была впервые включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году за счет средств федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

С учетом приведенных нормативных положений и фактических обстоятельств дела, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, правомерно исходили из соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и отсутствия нарушения нормами Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» прав административных истцов.

Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и правильных выводов судов не опровергают.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, переоценка же установленных по делу обстоятельств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Алтай от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи