ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-22014/2023 от 20.09.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-22014/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2023 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 27 июля 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Никулинского районного суда города Москвы от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным, возложении обязанности оказать услугу (присвоенный судом первой инстанции номер дела: ).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – ДГИ г. Москвы), в котором просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов на оказание государственной услуги по присвоению адреса земельному участку и возложить обязанность присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером .

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является сособственником жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., предоставленном по договору застройки от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, поставлен на кадастровый учет, сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Административный истец неоднократно обращался в ДГИ с заявлениями о присвоении адреса указанному земельному участку, уведомлениями административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в приеме документов отказывалось по основаниям, предусмотренных пунктами 2.8.1.2 и 2.8.1.1 Административного регламента.

Решениями Никулинского районного суда города Москвы, вступившими в законную силу, указанные уведомления ДГИ г. Москвы признаны незаконными, судом на административного ответчика возлагалась обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ административный истец в очередной раз обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении названной государственной услуги.

Оспариваемым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь отказано в приеме документов на основании п. 2.8.1.1 Административного регламента в связи с тем, что он не является лицом, правомочным обращаться за оказанием данной услуги.

Решением Никулинского районного суда города Москвы от 2 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года, административные исковые требования удовлетворены, уведомление ДГИ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером .

В кассационной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности, приводятся доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственником доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

В соответствии с договором застройки от ДД.ММ.ГГГГ Кунцевский райкомхоз предоставил застройщикам на право застройки земельный участок площадью .

С целью установления границ земельного участка, на котором расположен жилой дом, ФИО1 обратился к кадастровому инженеру за изготовлением межевого плана, который не был подготовлен ввиду выявленного несоответствия адресов, указанных в договоре на право застройки, в ЕГРН о земельном участке и технической документации на жилой дом.

Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРН, земельный участок имеет кадастровый номер , присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>, площадь кв.м., статус: актуальные, ранее учтенные.

При этом границы земельного участка до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Судами также установлено, что ФИО1 уведомлением ДГИ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в приеме документов о присвоении адреса земельному участку на основании пункта 2.8.1.2 Административного регламента.

Решением Никулинского районного суда города Москвы от 2 июня 2021 года, вступившим в законную силу 20 сентября 2021 года, указанное решение признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть запрос ФИО1 от 24 февраля 2021 года по вопросу предоставления государственной услуги «Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь отказано в приеме документов на основании пункта 2.8.1.1 Административного регламента.

Решением Никулинского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года решение ДГИ г. Москвы об отказе в приёме документов признано незаконным, на ДГИ г. Москвы возложена обязанность по присвоению адреса земельному участку с кадастровым номером в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 апреля 2022 года решение Никулинского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года в части возложения на ДГИ г. Москвы обязанности присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», отменено.

В указанной части принято новое решение, которым на ДГИ г. Москвы возложена обязанность рассмотреть по существу заявление ФИО1 о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером .

Оспариваемым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь отказано в приеме документов на основании пункта 2.8.1.1 Административного регламента в связи с тем, что он не является лицом, правомочным обращаться за оказанием данной услуги.

В уведомлении административный ответчик также указал, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, вследствие чего не представляется возможным установить его местоположение в целях адресации с учетом расположенных на нем зданий или относительно близлежащих объектов.

Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что ФИО1, как собственник доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является лицом, которое может обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги, при этом, последним были предоставлены все документы, заявленные в качестве необходимых для предоставления государственной услуги, оснований для отказа в приеме заявления у ДГИ г. Москвы не имелось.

В этой связи суд признал незаконным решение ДГИ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ обязал административного ответчика присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером .

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 5 названного закона органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя, осуществляют следующие полномочия:

1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 земельный участок является объектом адресации.

Согласно пункту 1.1 Положения о присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2016 года № 58-ПП, принятие решений о присвоении объекту адресации адреса, изменении и аннулировании адреса объекта адресации, а также об отказе в присвоении объекту адресации адреса, аннулировании его адреса осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы с привлечением уполномоченного в установленном порядке Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации.

В соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации», утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2016 года № 58-ПП (далее - Административный регламент), в качестве заявителей могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками объектов адресации либо лицами, обладающими правом хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 2.5.1.1.4 Административного регламента в отношении присвоения адреса земельному участку заявитель дополнительно представляет копии документов, устанавливающих (удостоверяющих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРН (предоставляется при отсутствии сведений о правах на земельный участок в ЕГРН).

Таким образом, с заявлением о предоставлении названной услуги, вопреки доводам жалобы, может обратиться любое физическое лицо, которому земельный участок принадлежит не только на праве собственности, но и на ином вещном праве, из числа указанных в пункте 2.4.1. Административного регламента, независимо от регистрации соответствующего права в ЕГРН.

С учетом изложенных выше обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Ссылка в жалобе на отсутствие у земельного участка определенных в установленном порядке границ подлежит отклонению, поскольку упомянутый Административный регламент в разделах 2.5 и 2.8 прямо не обуславливает возможность приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предварительным внесением сведений о границах земельного участка в ЕГРН.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Никулинского районного суда города Москвы от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий Е.П. Рахманкина

Судьи: Е.Д. Смирнова

Д.В. Ульянкин

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 сентября 2023 года