ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 18RS0003-01-2022-005979-79
№ 88а-22085/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Карякина Е.А., Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 8 августа 2023 года кассационную жалобу Огородникова В.А. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 июня 2023 года по административному делу № 2а-1958/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике к Огородникову В.А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Огородников В.А. является плательщиком транспортного налога за 2019 и 2020 годы в связи с регистрацией права собственности на автомобили КАМАЗ 53229 с государственными регистрационными знаками №.
Также Огородников В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2019 и 2020 годы в связи с регистрацией права собственности на жилые помещения, расположенные по адресам: Удмуртская Республика, <адрес>, <адрес>.
Кроме того, Огородников В.А. является плательщиком земельного налога за 2019 и 2020 годы в связи с регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Административному ответчику направлено налоговое уведомление от 3 августа 2020 года № 29577986 об уплате транспортного налога в размере 30 160 руб., земельного налога в размере 851 руб., налога на имущество физических лиц в размере 3 248 руб. за 2019 год.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов административным истцом в адрес Огородникова В.А. направлены требования №№ 64574, 73034 по состоянию на 11 декабря 2020 года об уплате земельного налога в размере 851 руб., налога на имущество физических лиц в размере 2 323 руб., пени по земельному налогу в размере 1,08 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2,96 коп.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года № 40508520 об оплате транспортного налога в размере 30 160 руб., земельного налога в размере 783,77 руб., налога на имущество физических лиц в размере 3 552 руб. за 2020 год.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес Огородникова В.А. направлено требование № 41110 по состоянию на 11 декабря 2020 года об уплате транспортного налога в размере 30 160 руб., налога на имущество физических лиц в размере 2 534 руб., земельного налога в размере 783 руб., пени по транспортному налогу в размере 45,24 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,80 руб.
Кроме того, в адрес налогоплательщика направлялось требование № 43292 по состоянию на 31 декабря 2019 года об уплате пеней на общую сумму 36 424,95 руб.
Названные требования Огородников В.А. оставил без исполнения.
18 марта 2022 года мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики вынесен судебный приказ № 2а-568/2022, который определением мирового судьи от 19 мая 2022 года был отменен в связи с поступившими от Огородникова В.А. возражениями.
В суд с настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России №10 по Удмуртской Республике обратилась 15 сентября 2022 года.
Решением Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2023 года заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике удовлетворены частично, с Огородникова В.А. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 30 160 руб., пени по нему за период с 2 декабря по 7 декабря 2021 года в размере 45,24 руб., налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 323 руб., за 2020 год в размере 2 534 руб., пени по нему за период с 2 декабря по 7 декабря 2021 года в размере 3,80 руб., земельному налогу за 2019 год в размере 851 руб., за 2020 год в размере 783,77 руб., пени по нему за период с 2 декабря по 10 декабря 2020 года в размере 1,08 руб., а также государственная пошлина в размере 1 277,86 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 июня 2023 года решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2023 года отменено в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 323 руб., земельного налога за 2019 год в размере 851 руб. и пени по земельному налогу в размере 1,08 руб. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части. Кроме того, решение от 21 февраля 2023 года изменено в части судебных расходов по взысканию государственной пошлины, определив ее в размере 1 206 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Огородников В.А. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить. Указывает, что добровольно исполнил требования путем подачи заявления о зачете имущественного вычета в счет налоговой задолженности.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не были допущены.
В силу положений статей 357, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, за которыми зарегистрированы в установленном законом порядке транспортные средства, земельные участки и объекты недвижимости, обязаны уплачивать соответствующие налоги.
Суд первой инстанции, разрешая требования административного иска о взыскании с Огородникова В.А. пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4 821,71 руб., не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку пени следуют судьбе основного долга. При этом судебное решение о взыскании налога представлено не было.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 323 руб., земельного налога за 2019 год в размере 851 руб. и пени по земельному налогу в размере 1,08 руб. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части, поскольку установил пропуск срока обращения налогового органа в суд с процедурой принудительного взыскания указанной налоговой задолженности.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом требований не оспариваются.
Частично удовлетворяя административный иск, судебными инстанциями были отклонены доводы Огородникова В.А., заявлявшего о подаче заявления о зачете суммы имущественного вычета. При этом судебными инстанциями принято во внимание, что сведений о принятии налоговым органом решения по зачету имущественного вычета не принято, равно как и сведений о наличии положительного сальдо его единого налогового счета.
Данный вывод является правильным.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21, подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом в силу положений пункта 8 части 220 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о предоставлении имущественного налогового вычета должно быть рассмотрено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган в письменной форме, либо электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика указанных заявления и документов.
Огородников В.А. ссылался на то, что 2 февраля 2023 года направил в налоговый орган заявления о предоставлении имущественного налогового вычета за 2021 и 2022 годы. Поскольку на дату рассмотрения данного административного спора (21 февраля 2023 года) решение по заявлению о предоставлении имущественного налогового вычета не было принято, ссылка на возможный зачет требований несостоятельна.
В случае предоставления налогового вычета Огородников В.А. вправе реализовать свои права, связанные с получением такого вычета, в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Удмуртской Республики от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Огородникова В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: