ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-22322/20 от 17.02.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-2369/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 и ее представителя ФИО2 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года по административному делу № 2а-1479/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно- коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным: бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, <адрес>, и не утверждении данных изменений отдельным постановлением, не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми для формирования краткосрочного плана: бездействие Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, выразившееся в не внесении изменений в проект краткосрочного плана реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, не формировании и не внесении в Правительство Республики Коми данного проекта и проекта соответствующего постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в постановление № 521 от 03.10.2017 для их утверждения; бездействие Правительства Республики Коми, выразившееся в не внесении изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <...>, и не утверждении данных изменений отдельным постановлением; обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <...>, и утвердить их; обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми сформировать проект изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, и направить указанный проект Правительству Республики Коми для утверждения и внесения изменений в постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017; обязать Правительство Республики Коми внести изменения в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, и утвердить их.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры 4 в многоквартирном доме 1 по ул. Лесозаводская г. Сыктывкара. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 572 от 30.12.2013, работы по капитальному ремонту крыши указанного дома запланированы на 2020 год. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> в муниципальный краткосрочный план на 2020 год не включен. Также указанный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республике Коми, на 2018-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми №521 от 03.10.2017.

ФИО1 полагает, что действия (бездействие) административных ответчиков по не внесению изменений в муниципальный и региональный краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы в виде указания в них сведений о проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома 1 по ул.Лесозаводская г.Сыктывкар в 2020 году, не соответствуют федеральному и региональному законодательству, регулирующему порядок проведения и обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, и нарушает ее права, а также права членов ее семьи на своевременное проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, в котором они проживают.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года, административный иск удовлетворен частично. Суд постановил признать незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №8/2770 от 10.08.2017, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572. срок - 2020 года капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики. ЖКХ и тарифов для формирования краткосрочного плана. Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №8/2770 от 10.08.2017, в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2020 год капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>. В удовлетворении требований, заявленных к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, отказано в полном объеме.

На вступившие в законную силу судебные постановления ФИО1, ее представитель ФИО2 подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 2).

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, внесение в региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).

В части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».

В силу пунктов 3, 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся: утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.

Правительство Республики Коми вносит изменения в региональную программу капитального ремонта ежегодно до 1 ноября, начиная с 2014 года, с учетом требований, установленных нормами частей 3, 4 и 4-1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном доме собственниками помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды. Согласно указанному Перечню, проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, запланировано на 2020 год.

В соответствии с разделом II указанной Региональной программы, программа подлежит ежегодной актуализации; утверждается с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее 1 ноября каждого года; внесение изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более поздний период и сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации Программы в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. № 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с указанным Порядком, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ ежегодно до 15 февраля года, предшествующего планируемому. Утвержденные органами местного самоуправления Планы в срок до 01 марта года, предшествующего планируемому, представляются ими в Министерство энергетики, жилищно- коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, которое на основании представленных органами местного самоуправления планов в течение месяца со дня их поступления формирует проект плана реализации региональной программы капитального ремонта на очередной период и направляет его в установленном порядке на рассмотрение Правительству Республики Коми, которое в свою очередь рассматривает и утверждает подготовленный Министерством проект Плана реализации.

В соответствии с Региональной программой постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.08.2017 № 8/2770 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы. Многоквартирный дом № 1 по ул.Лесозаводская г.Сыктывкар не включен органом местного самоуправления в перечень и реестр домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках региональной программы в 2020 году.

Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 № 521 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы. Дом № 1 по ул.Лесозаводская г.Сыктывкар не включен в указанный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.

25 марта 2019 года ФИО1, будучи уполномоченной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (протокол № 1 от 11 марта 2019 года), обратилась в НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Республике Коми, с заявлением о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, требующим капитального ремонта в 2019-2020 годах.

По результатам рассмотрения указанного заявления решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, оформленным протоколом от 25.04.2019 №70,

многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные региональной программой сроки; капитальный ремонт крыши дома в предусмотренный региональной программой срок признан нецелесообразным.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от 25.04.2019 №70, в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в предусмотренный региональной программой срок, признано незаконным.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования, заявленные к администрации МО ГО «Сыктывкар», суд первой инстанции руководствовался положениями п. 6.1 статьи 2, п. 8.3 статьи 13, частей 7, 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, п. 61 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572. Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, и оценив представленные доказательства, исходил из неправомерности бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар», не выполнившей обязанность по включению многоквартирного дома по адресу: <адрес> муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018 - 2020 годы. При этом суд принял во внимание, что региональной программой капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту крыши спорного дома в 2020 году; изменения, предусматривающие перенос указанного срока на более поздний период, в Региональную программу не вносились.

Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства на соответствие нормам выше приведенного законодательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, мотивировав свой вывод отсутствием оснований для признания незаконным бездействия со стороны указанных административных ответчиков по не формированию и не внесению изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018 - 2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми согласилась с данными выводами по следующим основаниям.

Как уже отмечалось выше, предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.

Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.

Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ. части 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта является изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, изменения, предусматривающие перенос срока капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес> на более поздний период, в региональную программу в порядке ее актуализации не вносились. Решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта на более поздний собственниками помещений указанного многоквартирного дома не принималось.

Необходимость в капитальном ремонте крыши спорного многоквартирного дома в предусмотренный региональной программой срок, то есть в 2020 году, подтверждена вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года.

При таких обстоятельствах, у администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствовали правовые основания для не включения многоквартирного дома по адресу: <адрес> краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в 2020 году, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане на 2020 год сведений о капитальном ремонте крыши дома нарушает права административного истца, так как препятствует включению таких сведений в республиканский краткосрочный план, равно как и выполнению региональной программы капитального ремонта на территории МО ГО «Сыктывкар».

Установив изложенное бездействие органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы, включив в него сведения о проведении капитального ремонта крыши <адрес> в установленный региональной программой срок - 2020 году.

В удовлетворении требований ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми правильно отказано исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.

Реализуя указанные полномочия, переданные Правительству Республики Коми статьей 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ, Правительство Республики Коми своим постановлением от 30 декабря 2013 г. № 574 утвердило Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают и утверждают краткосрочные планы реализации муниципальной программы, на основании которых формируется и утверждается региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. При этом муниципальные образования вправе самостоятельно определять перечень домов для включения в краткосрочный план реализации программы на тот или иной год в переделах установленного срока выполнения работ по капитальному ремонту. При включении многоквартирного дома в краткосрочный план муниципального образования он будет включен в республиканский краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.

Таким образом, исходя из постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 574, формирование Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и утверждение Правительством Республики Коми краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018-2020 годы производилось на основании планов реализации муниципальных программ, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми, то есть республиканский краткосрочный план по своему составу и содержанию является сводным и включает в себя муниципальные краткосрочные планы.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.08.2017 № 8/2770 утвержден краткосрочный план реализации в 2018-2020 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы. При этом многоквартирный <адрес> в указанный краткосрочный план на 2020 год не включен. Соответственно, указанный многоквартирный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 № 521. Изменения, предусматривающие капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома, в муниципальный краткосрочный план на 2020 год органом местного самоуправления не вносились.

Учитывая изложенное, со стороны Министерства энергетики, жилищно - коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительства Республики Коми отсутствует незаконное бездействие в отношении административного истца при формировании и утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы, поскольку в силу требований действующего законодательства утверждение указанного краткосрочного плана, равно как и внесение в него изменений производится на основании данных, представленных органами местного самоуправления.

Довод административного истца и его представителя о необоснованном применении судом пунктов 6 и 7 Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по мотиву несоответствия их федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, отвергнут судом апелляционной инстанции, так как указанные нормы в установленном порядке не оспорены и недействующими не признаны. Кроме того, названная позиция стороны административного истца основана на неверном толковании норм материального права. Как уже отмечалось выше, исходя из положений статьи 168 Жилищного кодекса РФ краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с порядком подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. При этом федеральное законодательство не исключает возможность формирования и утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта на основании сведений, представленных органами местного самоуправления.

Приведенные в кассационных жалобах доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно - коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 и ее представителя ФИО2 - без удовлетворения.

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 01 марта 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: