ФИО2 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ № 88а-22627/2020 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 ноября 2020 года г. Москва Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 сентября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ФИО2 – ФИО4 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 мая 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО8 к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании решений (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-399/2020). Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2 – ФИО4, представителя административных ответчиков Администрации Смоленской области и Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО5 (посредством видеоконференц-связи), судебная коллегия установила: ФИО2 27 ноября 2019 года обратилась в администрацию Смоленской области с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка, площадью 80000 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес представителя ФИО1 – ФИО3 сообщено о возможности проведения аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка со ссылкой на положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным данного отказа и возложении обязанности провести аукцион по продаже земельного участка, мотивируя требования тем, что в перечне оснований, в связи с которыми земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, предусмотренном пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, основания, указанные Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области, не содержатся. Кроме этого, последний не наделен полномочиями по отказу в проведении аукциона по продаже земельного участка. Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года административный иск ФИО2 удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № в проведении аукциона по продаже земельного участка, площадью 80000 кв.м., с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> На Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 27 ноября 2019 года. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 мая 2020 года решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года изменено. Абзац третий резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции. Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, площадью 80000 кв.м., с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Решение суда в остальной части оставлено без изменения. В кассационной жалобе представителя ФИО2 – ФИО4 ставится вопрос о частичном изменении состоявшихся по делу судебных постановлений, обязав Администрацию Смоленской области провести аукцион по продаже земельного участка. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая заявленное требование о признании незаконным оспариваемого отказа и удовлетворяя его, а суд второй инстанции, возлагая на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанность по проведению аукциона по продаже земельного участка, исходили из того, что по смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», части 1 статьи 29.3, пунктов 1, 4, 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка в собственность путем проведения аукциона, может быть отказано в проведении аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в то время, когда указанное в решении об отказе основание не относится к числу обстоятельств, наличие которых может повлечь отказ в проведении аукциона по продаже земельного участка. Соглашаясь с состоявшимися судебными постановлениями в части признания незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в проведении аукциона по продаже земельного участка, представитель административного истца в кассационной жалобе приводит доводы о том, что в силу положений Законов Смоленской области от 15 мая 2001 года № 37-з «Устав Смоленской области», от 27 февраля 2002 года № 22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области», Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области полномочиями по проведению аукциона по продаже земельного участка обладает Администрация Смоленской области. Действительно, согласно Закону Смоленской области от 15 мая 2001 года № 37-з «Устав Смоленской области» Администрация Смоленской области управляет и распоряжается государственной собственностью Смоленской области в соответствии с областными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Смоленской области от 27 февраля 2002 года № 22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» Администрация Смоленской области принимает решения об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, и о приобретении имущества в государственную собственность Смоленской области в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим областным законом. В силу статьи 15 Закона отчуждение объекта государственной собственности Смоленской области производится на основании правового акта Администрации Смоленской области, если иное не установлено федеральными или областными законами. Вместе с тем, пунктом 2 статьи 10 указанного Закона предусмотрено, что отдельные полномочия Администрации Смоленской области, предусмотренные настоящим областным законом, в целях их более эффективной реализации могут быть переданы правовым актом Администрации Смоленской области уполномоченному органу, финансовому органу, отраслевому органу, если иное не установлено федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами. В соответствии со статьей 11 данного Закона уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством, областными законами и в порядке, определенном Администрацией Смоленской области управляет и распоряжается в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Смоленской области. Постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года № 86 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, в соответствии с которым Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. Одной из основных задач Департамента является обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования государственного имущества Смоленской области. Таким образом, возлагая соответствующую обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, нарушений норм действующего законодательства судами нижестоящих инстанций не допущено, вследствие чего доводы жалобы представителя административного истца об обратном являются несостоятельными. Что касается довода жалобы об издании Департаментом после состоявшихся судебных постановлений приказа о проведении аукциона по продаже земельного участка, но без дальнейшего фактического проведения им аукциона не свидетельствует о правильности предыдущего довода и незаконности судебных актов. Судебные акты, не исполняющиеся в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению в рамках Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2 – ФИО4 – без удовлетворения. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Председательствующий С.А. Склярук Судьи: Е.Д. Смирнова С.В. Сорокин Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 декабря 2020 года |