Дело № 88а-2267/2019
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 декабря 2019 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Кулешовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2019 года по делу №2а-1508/2019, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года по административному исковому заявлению Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» к Архивному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене решения Центральной экспертно-проверочной методической комиссии Архивного комитета от 30 ноября 2018 года в части выведения из списка №1 организаций-источников комплектования.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя ФАУ «Главгосэкспертиза России» - ФИО1, поддержавшей кассационную жалобу, пояснения представителя Архивного комитета Санкт-Петербурга - ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, представителя заинтересованного лица СПб ГКУ «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга» - генерального директора ФИО4, возражавших против доводов, изложенных в жалобе,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (далее - ФАУ «Главгосэкспертиза России») Санкт-Петербургский филиал обратилось в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Архивному комитету Санкт-Петербурга, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства, просило:
-признать незаконным и отменить решение Центральной экспертно-проверочной методической комиссии Архивного комитета Санкт-Петербурга в части выведения ФАУ «Главгосэкспертиза России» из списка № 1 организаций-источников комплектования Государ- ственного Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга» №412а (по общему списку №1090) (пункт 6.5 Протокола заседания Центральной экспертно-проверочной методической комиссии Архивного комитета Санкт-Петербурга №11 от 30 ноября 2018 года);
В обоснование заявленных требований ФАУ «Главгосэкспертиза России» Санкт-Петербургский филиал указало, что 27 сентября 2018 года Санкт-Петербургский филиал Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» обратился в СПб ГКУ «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга» с повидовой описью дел постоянного хранения (дела государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий) за 2003-2005 годы в целях утверждения для последующей передачи на постоянное хранение в соответствии с подпунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Соглашением от 01 апреля 2015 года №01/84/41. Центральный государственный архив Санкт- Петербурга, изучив представленные административным истцом материалы, передал указанную опись в Архивный комитет Санкт- Петербурга на утверждение, который отказался утверждать опись и вынес решение об исключении Санкт-Петербургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» из списка организаций - источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга на основании решения Центральной экспертно-проверочной методической комиссией Архивного комитета Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года, изложенного в пункте 6.5 Протокола №11 от 30 ноября 2018 года, в основу которого положено заключение главного специалиста отдела формирования, государственного учета и научно справочного аппарата Архивного фонда Санкт-Петербурга ФИО5 от 30 ноября 2018 года. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, поскольку ФАУ «Главгосэкспертиза России» осуществляет отдельные полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства согласно Уставу, утвержденному приказом Минстроя России №407/пр от 04 июня 2015 года. Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 22 октября 2014 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Все указанные признаки присутствуют у документов, составляющих дело государственной экспертизы. Установлены определенные сроки передачи дел постоянного хранения в государственный архив, однако оспариваемое решение нарушает установленный законодательством порядок передачи дел постоянного хранения в государственный архив и препятствует своевременному освобождению архивных площадей административного истца, необходимых для помещения новых дел. Исключение административного истца из списка организаций-источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга создает правовую неопределенность относительно судьбы документов постоянного хранения в случае ликвидации Санкт-Петербургского филиала Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы». В нарушение требований действующего законодательства, описи дел административного истца на заседании комиссии не представлялись, дела государственной экспертизы не запрашивались, то есть с указанными документами комиссия ознакомлена не была. Проект оспариваемого решения был представлен членам комиссии с нарушением срока, а именно в день заседания комиссии, в Протоколе, которым оформлено оспариваемое решение, нет сведений о выступлении специалиста ФИО3, составившей заключение о проекте решения, а в самом тексте заключения отсутствуют указания на недостатки описей, обосновывающих их непредставление на заседание Центральной экспертно-проверочной методической комиссии. Также проект решения не был согласован с административным истцом, собственник архивных документов для осуществления экспертизы ценности документов приглашен не был.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
На вступившие в законную силу судебные постановления ФАУ «Главгосэкспертиза России» подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене и удовлетворении иска ФАУ «Главгосэкспертиза России». В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на те же доводы, что и изложенные в административном исковом заявлении.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Решением Центральной экспертно-проверочной методической комиссии от 27 февраля 2015 года №2 пункт 6.1 Санкт-Петербургский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» введен в список №1 организаций-источников комплектования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга» (л.д. 16-17 том 1).
01 апреля 2015 года между Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России», Архивным комитетом Санкт- Петербурга и СПб ГКУ «Центральный государственный архив Санкт- Петербурга» заключено соглашение №01/84/41 об отношениях и сотрудничестве в области обеспечения сохранности, учета, хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (л.д. 119-122 том 1).
Решением Центральной экспертно-проверочной методической комиссии Архивного комитета Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года, протокол № 11, пункт 6.5, Санкт-Петербургский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» выведен из списка №1 организаций- источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга №412а (по общему списку 1090) (л.д.124-139 том 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что не все документы, которые имеют срок постоянного хранения относятся к архивному фонду Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Федеральный закон от 22 октября 2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»).
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документом архивного фонда Российской Федерации является архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.
Под архивным фондом Российской Федерации понимается исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению (пункт 8 статьи 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.
Частью 2 указанной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора. Заявление о включении в указанный список направляется в соответствующий государственный или муниципальный архив и рассматривается экспертно-проверочной комиссией архива, которая принимает решение о включении или невключении негосударственной организации в указанный список.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов.
Пункт 16 статьи 3 Федерального закона устанавливает, что под экспертизой ценности документов понимается изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации. Частью 4 статьи 6 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 сентября 2008 №1136 утверждено Положение об Архивном комитете Санкт- Петербурга (далее Положение).
Согласно пункту 1.2 указанного Положения Архивный Комитет Санкт-Петербурга проводит государственную политику Санкт- Петербурга в сфере архивного дела на территории Санкт-Петербурга, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанной сфере.
В соответствии с пунктами 3.16 и 3.16-1. Положения Архивный Комитет Санкт-Петербурга проводит в установленном порядке экспертизу ценности документов и принимает решения о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов в пределах своей компетенции.
Центральная экспертно-проверочная методическая комиссия Архивного комитета Санкт-Петербурга, в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Архивного Комитета Санкт- Петербурга №36 от 11 августа 2017 года, является совещательным органом Архивного комитета Санкт-Петербурга, осуществляющим рассмотрение научно-методических и практических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Санкт-Петербурга, комплектованием ими подведомственных государственных архивов.
Пунктом 4.3. Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 18 января 2007 года № 19, определено, что архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов (т.е. изучения документов на основе критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и их отбора на постоянное хранение).
В соответствии с данным пунктом Правил включение документов в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основе комплексного применения критериев происхождения документов (функционально-целевое назначение источника комплектования с учетом его особой роли или типового характера, время и место создания документа и т.п.), содержания документов (значимость информации, в том числе ее уникальность, типичность или повторяемость, вид документа, его подлинность), внешних особенностей документов (форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и оформления документа).
Из изложенного выше следует, что не все документы, которые подлежат постоянному хранению, относятся к архивному фонду Российской Федерации, а организации, в результате деятельности которых образуются данные документы, подлежат обязательному включению в списки организаций-источников комплектования государственных архивов.
Из заключения Архивного комитета Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года следует, что в 2018 году в результате упорядочения документов за 2003-2008 годы, представления описей дел на рассмотрение Центральной экспертно-проверочной методической комиссии и ознакомления с составом документов, включенных в дела, было установлено, что документы постоянного срока хранения, представляющие историческую значимость в результате деятельности учреждения не образуются. Образующиеся документы имеют практическую и социально-правовую значимость, например такие как: приказы и распоряжения учреждения по основной деятельности; штатное расписание; финансовые отчеты; журналы регистрации; дела государственной экспертизы, включающие заключения государственной экспертизы и копии документов, связанные с проведением государственной экспертизы, и в силу этого подлежат хранению в течение установленных сроков в ведомственном архиве Учреждения. Документы по личному составу Учреждения за 2003-2008 годы систематизированы и включены в опись дел по личному составу в количестве 87 единиц хранения (опись согласована протоколом ЦГА СПб от 31.10.2018 года №11 п. 9.51).
Таким образом, Архивным комитетом Санкт-Петербурга было установлено, что состав документов не позволяет включить их в Архивный фонд Российской Федерации, опись документов не была утверждена, на основании чего Архивным комитетом Санкт-Петербурга было подготовлено заключение о выведении ФАУ «Главгосэкспертиза России» из списка организаций-источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.
Учитывая, что документы, образующиеся в процессе деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» в состав Архивного фонда Российской Федерации не включались, то оснований для признания оспариваемого решения у суда первой инстанции не имелось.
Пункт 42 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года №145, в соответствии с которым дела государственной экспертизы относятся к архивным документам постоянного хранения и их уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в них документов не допускаются, на который ссылается административный истец, устанавливает сроки ведомственного хранения данных документов и не предусматривает безусловного основания для их включения в Архивный фонд Российской Федерации.
Решение об исключении ФАУ «Главгосэкспертиза России» из списка №1 организаций-источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга №412а (по общему списку №1090) принято на заседании Центральной экспертно-проверочной методической комиссии 30 ноября 2018 года, оформлено протоколом №11, подписано Председателем и секретарем Центральной экспертнопроверочной методической комиссии, утверждено Председателем Архивного комитета Санкт-Петербурга, что соответствует положениям Регламента работы Центральной экспертно-проверочной методической комиссии, утвержденного приказом Архивного комитета Санкт- Петербурга от 06 апреля 2009 года №44.
Ссылки на то, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» исполняет обязанности государственного органа, не являются основанием к отмене состоявшихся судебных постановлений.
Действительно, в соответствии с пунктом 4.2 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 18 января 2007 года № 19, определено, что государственные органы и органы местного самоуправления включаются в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов в обязательном порядке.
Между тем, ФАУ «Главгосэкспертиза России» не является государственным органом. Эта некоммерческая организация, созданная для выполнения работ и оказания услуг в сфере экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах оснований для её включения в обязательном порядке в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов нет.
Нельзя согласиться и с доводами о том, что отсутствовали предусмотренные пунктом 4.2.2.1 Правил основания для исключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» из списка источников комплектования государственных и муниципальных архивов.
Согласно положениям, содержащимся в указанном пункте Правил Организация может быть исключена из списка источников комплектования архива, если в процессе деятельности организации перестали образовываться документа Архивного фонда Российской Федерации.
Установив, что в результате деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» документы архивного фонда не образуются, компетентные органы приняли законное решение об исключении этой организации из источников комплектования архива.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2019 года, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года по административному исковому заявлению Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» к Архивному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене решения Центральной экспертно-проверочной методической комиссии Архивного комитета от 30 ноября 2018 года в части выведения из списка №1 организаций-источников комплектования оставить изменения, кассационную жалобу Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: