ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-22729/2022 от 30.06.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-17009/2022 (88а-22729/2022)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-164/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 30 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Усенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета министров Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 05 мая 2022 года, на решение Верховного суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» к Совету министров Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» - Гнездова А.В., представителя Совета Министров Республики Крым – Вакуленко Я.А., представителя министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Черепановой О.А., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450» (далее Постановление № 821) утверждён прилагаемый Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (пункт 1). Постановление Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» признано утратившим силу (пункт 2). Указано, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2020 года (пункт 3).

Согласно приложению 1 названного постановления, размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», наименование муниципального образования Республики Крым - Бахчисарайский муниципальный район, код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2, установлен в размере - 5%.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Крымские каштаны» (далее - СНТ «Крымские каштаны»), являющееся арендатором земельного участка, расположенного на территории Каштановского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия размера арендной ставки 5%, установленной приложением 1 Постановления № 821 в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», наименование муниципального образования Республики Крым - Бахчисарайский муниципальный район, код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2.

Заявленные требования мотивированы тем, что установленный в указанном пункте размер ставки арендной платы является экономически необоснованным, принятым с нарушением основных принципов определения арендной платы, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Решением Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признано недействующим Постановление № 821 в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 года в части размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года решение Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 года изменено в части определения момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

Признано не действующим с даты принятия постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 года в части установления размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

В кассационной жалобе, направленной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Вакуленко Я.А., действующая в интересах Совета министров Республики Крым ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции в связи с их незаконностью и необоснованностью.

На кассационную жалобу поступили возражения прокурора прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., в которых выражена позиция об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов.

Возражения на кассационную жалобу также были направлены Гнездовым А.В., действующим в интересах СНТ «Крымские каштаны», в которых он просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель Гнездов А.В., действующий в интересах СНТ «Крымские каштаны», который возражал доводам кассационной жалобы и просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.

Принявшие в судебном заседании посредством ВКС представители Совета Министров Республики Крым – Вакуленко Я.А. и министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Черепанова О.А. поддержали доводы кассационной жалобы и настаивали на отмене обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А. доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя заявленные НКО «Крымские каштаны» требования, судебные инстанции пришли к выводу, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы не был соблюден принцип экономической обоснованности, который в свою очередь является одним из основных при определении арендной платы.

Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судебных инстанций ввиду следующего.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.

В силу пункта 2.3 Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного оспариваемым Постановлением № 821, годовой размер арендной платы за пользование земельным участком (за исключением категории «земли населенного пункта») рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости указанного земельного участка согласно ставке, определенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.

Согласно таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения» для Бахчисарайского муниципального района для земель с кодом вида разрешенного использования земельного участка 13.2 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, для физических и юридических лиц установлена ставка 5 %.

В соответствии с указанным классификатором видов разрешённого использования земельных участков, действовавшим при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, коду 13.2 соответствует вид земельного участка «Ведение садоводства».

Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2020 года № 667 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821» снижен размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - до 0,2%.

Из материалов дела усматривается, что СНТ «Крымские каштаны» является арендатором земельного участка, расположенного на территории Каштановского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, арендная плата за который рассчитывалась с применением установленных Постановлением № 821 значений ставки, оспариваемой административным истцом.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из принципов определения арендной платы Постановление № 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно установил несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки арендной платы, указав на отсутствие в материалах дела доказательств проведения каких-либо расчетов в целях обоснованности введения оспариваемого размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка, учёта экономических и иных факторов при установлении механизма установления такого размера ставки по арендной плате.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 04 июля 2022 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко