ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-23190/20 от 18.11.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-23190/2020

город Москва 18 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда, поданную ДД.ММ.ГГГГ через суд первой инстанции (поступившую в суд кассационной инстанции с делом ДД.ММ.ГГГГ), кассационную жалобу административных истцов ФИО1, ФИО2 и представителя административных истцов по коллективному административному иску адвоката Васильева Алексея Алексеевича на решение Измайловского районного суда города Москвы от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по коллективному административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31 и ФИО32 к председателю окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Восточном административном округе города Москвы и Префектуре Восточного административного округа города Москвы о признании результатов публичных слушаний недействительными.

Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Префектуре ВАО г. Москвы и председателю окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ВАО г. Москвы о признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории <адрес> в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Восточное Измайлово), оформленные заключением от ДД.ММ.ГГГГ, недействительными.

В обоснование заявленных требований ими указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ председатель окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ВАО г. Москвы утвердил заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории <адрес> в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Восточное Измайлово). Данный проект разработан в отношении территории между <адрес>. Оспариваемым заключением названный проект одобрен. Административные истцы полагали, что публичные слушания по проекту планировки указанной территории проведены с многочисленными нарушениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса г. Москвы, а именно: нарушено требование Градостроительного кодекса РФ об аргументированности рекомендаций организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний, что повлекло неопределенность этих рекомендаций; ни одно из многочисленных предложений и замечаний относительно недостатка парковочных мест для жителей возводимых домов, о необходимости сохранения зеленых насаждений, против продолжения <адрес> по территории <адрес>, против расширения <адрес> и <адрес>, о сохранении проезда вокруг дома по адресу <адрес> с сохранением парковочных мест, о необходимости поликлиники для взрослых, о нецелесообразности сохранения старых зданий, используемых под магазины, о сохранении школьного стадиона в оспариваемом заключении не учтено; круг участников публичных слушаний по проекту планировки территории <адрес> в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Восточное Измайлово), оформленных заключением от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствовал требованиям части 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в заключении о результатах публичных слушаний не соблюден критерий разделения внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложений и замечаний иных участников публичных слушаний, основная часть проекта межевания территории в составе проекта планировки территории <адрес> в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве отсутствует.

Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административные истцы ФИО1 и ФИО2 и представитель административных истцов по коллективному административному иску адвокат Васильев А.А. ставят вопрос об отмене решения Измайловского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 года, с направлением административного дела на новое рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы.

В обоснование кассационной жалобы ими приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют установленным по административному делу обстоятельствам, судами неверно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального закона.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО6 и представитель административных истцов адвокат Васильев А.А., действующий на основании заявления административных истцов и ордера, в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Представитель административного ответчика Префектуры ВАО г. Москвы по доверенности ФИО33 возражала против удовлетворения кассационной жалобы административных истцов.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.

Так, согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1).

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.

В силу частей 2-4 той же статьи участниками публичных слушаний являются: жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; депутаты Московской городской Думы. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке. Публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с данным Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.

Статьей 68 названного Закона, определяющей порядок проведения публичных слушаний в г. Москве, также предусмотрено, что продолжительность публичных слушаний исчисляется со дня опубликования, распространения оповещения о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний и составляет по проектам, указанным в пунктах 4 и 5 части 1 данной статьи, - не менее одного и не более трех месяцев (пункт 4 части 4).

Публичные слушания проводятся в следующей последовательности:

1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;

2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);

3) проведение собрания участников публичных слушаний;

4) оформление протокола публичных слушаний;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В оповещении о проведении публичных слушаний указываются:

1) проект, представляемый на публичные слушания;

2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;

3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;

4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;

5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;

6) электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещен обсуждаемый проект.

Оповещение о проведении публичных слушаний не позднее, чем за семь дней до открытия экспозиции:

1) подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района, поселения города Москвы, на территории которых проводятся публичные слушания;

2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;

3) направляется письменно в представительные органы муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;

4) распространяется в качестве официальной информации:

а) через электронные средства массовой информации;

б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети «Интернет»;в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;

г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.

Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8).

Экспозиции проводятся по проектам, указанным в пункта 3-5 и 7 части 1 данной статьи, - в срок продолжительностью не менее недели и не позднее чем за неделю до дня проведения собраний участников публичных слушаний в местах, определяемых окружными комиссиями (пункт 3 части 9).

Собрания участников публичных слушаний проводятся в помещениях, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов, ведения аудиозаписи выступлений участников публичных слушаний, а также отвечающих требованиям доступности для инвалидов. Проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов (часть 11).

Регламент собрания участников публичных слушаний включает:

1) выступления уполномоченных представителей органов исполнительной власти города Москвы с сообщениями по представленному проекту, с ответами на вопросы участников публичных слушаний;

2) выступления участников публичных слушаний с предложениями и замечаниями по существу обсуждаемого проекта.

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:

1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;

2) выступления на собрании участников публичных слушаний;

3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;

4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Указанные в части 17 данной статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (часть 18).

Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:

1) проект, представленный на публичные слушания;

2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту.

Протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии (часть 20).

На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. Подготовку заключений о результатах публичных слушаний по проектам, указанным в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, а также в случае передачи одной из окружных комиссий полномочий по проведению публичных слушаний по проектам, предусмотренным пунктами 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляет городская комиссия (часть 22).

В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:

1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;

3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;

4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 данной части.

Заключение о результатах публичных слушаний утверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы (часть 24).

Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного рассмотрения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению (часть 26).

Как установлено судами при рассмотрении настоящего административного дела и подтверждается его материалами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в здании Управы района Восточное Измайлово г. Москвы по адресу: <адрес> проведена экспозиция по проекту планировки территории <адрес> в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Восточное Измайлово).

Оповещение о проведении публичных слушаний в установленном порядке было опубликовано на официальных сайтах Префектуры ВАО г. Москвы и Управы района Восточное Измайлово г. Москвы в разделе «публичные слушания», в окружной газете «Восточный округ» в (294), выход в свет ДД.ММ.ГГГГ, на информационных стендах подъездов жилых домов, а также направлено в Совет депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в г. Москве и Московскую городскую Думу.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут состоялось собрание участников публичных слушаний в здании <данные изъяты> по адресу: <адрес> что соответствует требованиям части 11 статьи 68 Градостроительного кодекса г. Москвы.

Судами установлено, что в собрании участников публичных слушаний принял участие 551 человек, из них жители города Москвы, имеющие место жительства на территории района Восточное Измайлово - 443 чел., жители города Москвы, имеющие место работы на территории района Восточное Измайлово - 104 чел., правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории района Восточное Измайлово - 4 человека.

Во время проведения собрания участников публичных слушаний поступило 386 предложений и замечаний, после проведения собрания участников публичных слушаний - 3 085 предложений и замечаний.

Требования закона о внесении предложений и замечаний в протокол публичных слушаний были соблюдены. В составленном по результатам проведения публичных слушаний заключении приведены сведения о предложениях и замечаниях участников публичных слушаний, их количестве и выводах окружной комиссии.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано на официальном сайте Префектуры Восточного административного округа города Москвы в разделе «Публичные слушания» в открытом доступе.

Разрешая настоящий спор и принимая решение об отказе в удовлетворении коллективного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что публичные слушания организованы и проведены компетентной комиссией, действующей в составе органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Префектуры ВАО города Москвы. Установленная действующим законодательством процедура проведения публичных слушаний соблюдена, права административных истцов на участие в публичных слушаниях, ознакомление с проектом, на представление предложений и замечаний не нарушены.

Результаты публичных слушаний по представленному проекту с учетом всех замечаний и предложений, поданных в листах замечаний и предложений в Окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Восточном административном округе после проведения собрания, оформлены протоколом публичных слушаний, который был утвержден председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ВАО г. Москвы и размещен на официальном сайте Префектуры.

Окружная комиссия, оценив представленные материалы, протокол публичных слушаний, замечания и предложения участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту, приняла решение о том, что публичные слушания состоялись, процедура публичных слушаний по проекту соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и города Москвы.

С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не установлены и не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав, свобод и законных интересов административных истцов действиями и решениями административных ответчиков, а также обстоятельства, свидетельствующие о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории <...>, района Восточное Измайлово (ВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Восточное Измайлово) с нарушением установленного порядка.

С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, сославшись при этом в обоснование вывода об отсутствии нарушения прав административных истцов оспариваемым ими заключением на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций представляются верными, так как соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющим юридическое значение для правильного разрешения административного спора, которые указывают на то, что процедура проведения публичных слушаний по названному проекта планировки территории в целом была соблюдена, а оспоренное административными истцами заключение, как по своему содержанию, так и по порядку его принятия, соответствует приведенным нормам материального права.

Данные выводы судов основаны на правильном применении приведенных норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.

В частности не могут послужить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, в том числе по мотивам неполноты представленной участникам публичных слушаний проектной документации, так как из материалов дела усматривается, что для рассмотрения на публичных слушаниях в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Восточном административном округе города Москвы в соответствии с пунктом 2.14 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.04.2018 №282-ПП, была представлена основная часть названного проекта планировки территории, которая по своему содержанию и составу отвечает требованиям пункта 3.2 указанного Положения.

Также, вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено, в силу чего кассационная жалоба административных истцов ФИО1, ФИО2 и представителя административных истцов по коллективному административному иску адвоката Васильева А.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Измайловского районного суда города Москвы от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 8 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, Васильева Алексея Алексеевича – без удовлетворения.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 2 декабря 2020 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи