ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-23235/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2021 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 26 октября 2021 года и 16 сентября 2021 года кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее – ИФНС России по городу Набережные Челны) и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – УФНС по Республике Татарстан) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан
от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда республики Татарстан
от 23 июля 2021 года по административному делу № 2а-2928/2021 по административному исковому заявлению Галиуллиной В.В. об оспаривании решения налогового органа о перерасчете задолженности по транспортному налогу с применением повышающего коэффициента.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В., объяснения представителя ИФНС России по городу Набережные Челны Шарафиевой Ю.А., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галлиуллина В.В. является собственником автомобиля BMW X6 xDrive30d, VIN №, тип двигателя – дизель, объем – 2993, 2017 года выпуска (далее – автомобиль), приобретенного на основании договора купли-продажи от 3 августа 2017 года, стоимостью 4549000 рублей (л.д. 12-15).
Указанный автомобиль поставлен на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств (л.д. 11).
В связи с перерасчетом задолженности по налогу в адрес административного истца направлены налоговые уведомления от 1 сентября 2020 года № 39822641, от 16 октября 2020 года № 84333869 об уплате транспортного налога за 2017, 2018, 2019 годы с применением повышающего коэффициента - 2 (л.д. 16,17).
Так, налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля было установлено, что по данным, предоставленным ООО «БМВ Русланд Трейдинг» от 7 октября 2020 года транспортное средство с VIN № является моделью BMW X6 xDrive30d M Sport
(л.д. 30), относящейся к категории легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей, в отношении которых применяется повышающий коэффициент – 2.
Галлиуллина В.В. обратилась в ИФНС России по городу Набережные Челны, ссылаясь на то, что по договору купли-продажи она приобрела автомобиль BMW X6 xDrive30d, фактическая стоимость которого составила менее 5000000 рублей, соответственно повышающий коэффициент – 2 не подлежал применению.
В решении ИФНС России по городу Набережные Челны
от 30 октября 2020 года, оставленном без изменения решением УФНС по Республике Татарстан от 23 декабря 2020 года, применение повышающего коэффициента 2признано законным и обоснованным (л.д. 8-10).
Не согласившись с принятыми решениями налоговых органов, Галлиуллина В.В. оспорила их в судебном порядке, указывая на то, что является собственником автомобиля BMW X6 xDrive30d, а не BMW X6 xDrive30d M Sport, в связи с чем применение повышающего коэффициента – 2 не основано на законе.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года признаны незаконными действия ИФНС России по городу Набережные Челны по исчислению налога в отношении автомобиля BMW X6 xDrive30d с применением повышающего коэффициента – 2, а также решение УФНС по Республике Татарстан
от 23 декабря 2020 года, принятое по жалобе Галлиуллиной В.В.
В кассационных жалобах ИФНС России по городу Набережные Челны и УФНС по Республике Татарстан просят об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводят доводы о том, что судами не учтены сведения ООО «БМВ Русланд Трейдинг» (официального представителя BMW на российском рынке) от 7 октября 2020 года, согласно которым транспортное средство, имеющее VIN № (который указан в договоре купли – продажи и паспорте транспортного средства BMW X6 xDrive30d, л.д. 11-15) фактически является моделью BMW X6 xDrive30d M Sport (л.д.30), относящейся к категории легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей, в отношении которых применяется повышающий коэффициент – 2. В связи с этим действия налогового органа по перерасчету транспортного налога являются правомерными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 вышеприведенной статьи исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг).
Во исполнение вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации приказом Минпромторга от 28 февраля 2014 года № 316 утвержден Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Порядок).
В соответствии с Перечнями легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в налоговых периодах 2017, 2018, 2019, размещенных на общедоступном ресурсе - официальном Интернет - сайте Минпромторга, модель X6 xDrive30d автомобиля марки BMW отнесена к категории легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей, а модель X6 xDrive30d M Sport - к категории легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые решения незаконными, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что решение налогового органа о перерасчете налога с применением повышающего коэффициента – 2 не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку из договора купли - продажи от 3 августа 2017 года и паспорта транспортного средства следует, что Галлиуллина В.В. приобрела и является собственником автомобиля BMW модель X6 xDrive30d, который в соответствии с вышеприведенными Перечнями Минпромторга отнесен к категории автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей, в связи с чем правовых оснований для применения повышающего коэффициента - 2 у налогового органа не имелось.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Судом апелляционной инстанции верно установлено, что ответ ООО «БМВ Русланд Трейдинг» от 7 октября 2020 года (л.д. 30), в совокупности с другими доказательствами, не опровергает факт приобретения Галлиуллиной В.В. автомобиля BMW модель X6 xDrive30d, являющегося объектом налогообложения по настоящему административному делу.
Также судами верно учтено, что в базе данных органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, отсутствуют сведения о регистрации за Галлиуллиной В.В. транспортного средства BMW X6 xDrive30d M Sport, в связи с чем сумма налога на указанную модель не подлежала исчислению в силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 23 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
16 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Определение20.12.2021