ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-23691/2023
УИД 63OS0000-01-2022-001791-62
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Бритвиной Н.С., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 ноября 2023 года кассационную жалобу ФИО1 на решение Самарского областного суда от 29 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года по административному делу № 3а-181/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Самарской области о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 года № 15 «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан».
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Самарской области по доверенности ФИО2, представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Правительства Самарской области по доверенности ФИО3, представителя Министерства управления финансами Самарской области по доверенности ФИО4 относительно удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
2 февраля 2005 года Правительством Самарской области принято постановление № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для граждан, которым меры социальной поддержки оказываются за счет средств федерального и областного бюджетов» (далее также постановление № 15).
Пунктом 1 постановления стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области с 1 марта 2005 года установлена в размере, не превышающем 210 рублей, для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за исключением категорий, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Постановление принято в целях обеспечения единого подхода к решению проблемы обслуживания общественным транспортом льготных категорий граждан и пенсионеров, опубликовано в печатном издании «Волжская коммуна», № 20, 3 февраля 2005 года и вступило в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства Самарской области от 18 мая 2005 года № 55 изменено наименование постановления № 15, которое изложено следующим образом: «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан».
В постановление № 15 неоднократно вносились изменения и дополнения. Так, постановлением Правительства Самарской области от 24 января 2017 года № 38 в постановление № 15 внесены дополнения. В данной редакции пункт 2.2 постановления содержит следующие положения: «Установить, что в городских округах и муниципальных районах Самарской области, где введен проезд исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области, оплата проезда на транспорте общего пользования, выполняющем регулярные перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, гражданами отдельных категорий, указанных в настоящем Постановлении, которые проживают на территории данных городских округов и муниципальных районов Самарской области, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей. Число поездок, совершаемых с использованием социальной карты жителя Самарской области, установить в количестве, не превышающем пятидесяти поездок в месяц».
Постановление № 38 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 января 2017 года, а также в печатном издании «Волжская коммуна», № 20(29915), 26 января 2017 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 17 мая 2017 года № 321 в постановление № 15 внесены изменения.
Пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Установить, что реализация права льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, перечень которых определен приложением к настоящему Постановлению, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области путем оплаты стоимости активации через сеть пунктов пополнения в размере 270 рублей. Число поездок, совершаемых с использованием социальной карты жителя Самарской области, составляет не более шестидесяти поездок в месяц, за исключением случаев, установленных Правительством Самарской области»;
пункты 2, 2.1, 2.2, 2.3 признаны утратившими силу;
дополнено пунктом 2.4 следующего содержания: «2.4. Установить, что единый социальный проездной билет не реализуется с 1 июня 2017 года»;
Кроме того, постановление № 15 дополнено приложением - «Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» абзацем первым которого в число таких граждан включены лица, указанные в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Постановление № 321 опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 17 мая 2017 года, в печатном издании «Волжская коммуна», № 119(30014), 18 мая 2017 года, вступило в силу с даты его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2017 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 30 октября 2017 года № 678, в целях повышения доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в постановление № 15 от 2 февраля 2005 года внесены изменения:
в пункте 1 слово «шестидесяти» заменено словом «девяноста».
Постановление № 678 опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 31 мая 2017 года, в печатном издании «Волжская коммуна», № 285(30180), 2 ноября 2017 года и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2020 года № 1108 внесены изменения в постановление № 15.
Пункт 1 после слов «социальной карты жителя Самарской области» дополнен словами «, электронной карты «Карта жителя Самарской области».
Постановление № 1108 опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 28 декабря 2020 года, в печатном издании «Волжская коммуна», № 214(30998), 30 декабря 2020 года и вступило в силу со дня его официального опубликования.
В настоящее время постановление Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 года № 15 «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан» действует в редакции постановления от 26 декабря 2020 года № 1108.
С учетом внесенных изменений, абзац 1 пункта 1 названного постановления изложен следующим образом: «Установить, что реализация права льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, перечень которых определен приложением к настоящему Постановлению, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области, электронной карты «Карта жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области, электронной карты «Карта жителя Самарской области путем оплаты стоимости активации через сеть пунктов пополнения в размере 270 рублей. Число поездок, совершаемых с использованием социальной карты жителя Самарской области, электронной карты «Карта жителя Самарской области, составляет не более девяноста поездок в месяц, за исключением случаев, установленных Правительством Самарской области».
Неотъемлемым приложением к постановлению является «Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования и муниципальным маршрутам, участвующим в реализации пилотного проекта по предоставлению права льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан» (далее также Перечень отдельных категорий граждан) (в редакции постановлений от 19 июля 2018 года № 411, от 14 ноября 2018 года № 674).
В соответствии с абзацем 1 Перечня отдельных категорий граждан, в данный перечень включены лица, указанные в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
ФИО1 (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с означенным административным иском к Правительству Самарской области.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий, полагает, что оспариваемыми положениями для названной категории лиц неправомерно установлена оплата стоимости активации социальной карты в размере 270 рублей и ограничено число поездок на городском транспорте.
По мнению административного истца, являясь ветераном боевых действий и получив такой статус до 1 января 2005 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», он имеет право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта в любом городе независимо от места жительства и без ограничения числа поездок, тогда как с введением оспариваемым нормативным актом правового механизма организации льготного проезда ветеранов боевых действий в городском транспорте, нарушается его право на бесплатное беспрепятственное пользование услугами городского транспорта. Каких-либо компенсационных выплат в счет расходов, понесенных на оплату проезда в городском транспорте, законодательством не предусмотрено.
По мнению административного истца, оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно положениям преамбулы и пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…», «Соглашению о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» от 12 марта 1993 года, принятому странами Содружества Независимых Государств.
Считая свои права нарушенными, с учетом уточнения требований, просил суд: признать недействующим абзац 1 пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 года № 15 «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан» и абзац 1 Приложения к названному постановлению в части, устанавливающей порядок реализации права на бесплатный проезд на городском транспорте в отношении ветеранов боевых действий, получивших указанный статус до 1 января 2005 года.
Решением Самарского областного суда от 29 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами, повторно приводя доводы указанные в административном иске и апелляционной жалобе, просит отменить их в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, повлиявшими на исход дела, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерством управления финансами Самарской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников и заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что ФИО1, принимавший участие в боевых действиях в Республике Афганистан, имеет статус ветерана боевых действий на территории СССР, в связи с чем имеет право на льготы, установленные статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ, Закон о ветеранах).
Административный истец полагает, что оспариваемыми положениями для названной категории лиц неправомерно установлена оплата стоимости активации социальной карты в размере 270 рублей и ограничено число поездок на городском транспорте.
По мнению административного истца, являясь ветераном боевых действий и получив такой статус до 1 января 2005 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», он имеет право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта в любом городе независимо от места жительства и без ограничения числа поездок, тогда как с введением оспариваемым нормативным актом правового механизма организации льготного проезда ветеранов боевых действий в городском транспорте, нарушается его право на бесплатное беспрепятственное пользование услугами городского транспорта.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно не усмотрел несоответствия оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обоснованно установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением порядка и процедуры его принятия, в установленном порядке официально опубликован.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что установленный абзацем 1 пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 года № 15 порядок реализации права льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования с использованием социальной карты жителя Самарской области, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ, Закон № 122-ФЗ) в Закон о ветеранах, является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, включая ветеранов боевых действий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов, указал на правильность выводов суда первой инстанции.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Положениями подпункта 13 пункта 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ в числе мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, был установлен бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с названной мерой социальной защиты ветеранов боевых действий, в силу подпункта 2 «в» пункта 1 статьи 10 Закона о ветеранах, ранее осуществлялось за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 122-ФЗ изменен принцип установления системы мер социальной поддержки граждан, которые пользуются социальными льготами и гарантиям, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В связи с принятием Закона № 122-ФЗ, статья 10 Закона № 5-ФЗ - «Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов» изложена в новой редакции, согласно которой, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации».
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений федерального законодательства, меры социальной защиты ветеранов боевых действий в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства исключены из Закона о ветеранах, а субъектам Российской Федерации предоставлено право за счет средств бюджетов устанавливать дополнительные, применительно к статьям 14 - 19 и 21 этого закона, меры социальной поддержки.
Вопреки доводом кассационной жалобы при таких обстоятельствах обеспечение ветеранам боевых действий меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, является обязанностью государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и установления порядка реализации данной обязанности.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, о которых идет речь в данном споре, является расходным обязательством Самарской области, с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, Правительство Самарской области вправе определять основания, порядок, размер и условия предоставления таких мер, что и было им осуществлено.
Доводы о нарушении прав административного истца, изложенные им в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Кроме того, судами достоверно установлено, что установленное оспариваемым постановлением число поездок по муниципальным маршрутам по социальной карте - не более 90 поездок в месяц, ФИО1 за период с декабря 2018 года по декабрь 2022 года не превышалось, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав.
Вопреки утверждениям подателя кассационной жалобы, судами достоверно установлено отсутствие несоответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Содержание кассационной жалобы аналогично позиции её подателя в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 29 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: