ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-24203/20 от 25.11.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-24203/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Анатийчук О.М.,

судей Войты И.В., Репиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Долотина Дмитрия Борисовича по доверенности Мальцевой Светланы Викторовны на решение Мещанского районного суда г.Москвы от 04 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Долотина Дмитрия Борисовича к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении жалобы в части отказа в исключении из базы данных, ведущейся Главным управлением ЦБ РФ по ЦФО г. Москвы в соответствии со ст. 75 ФЗ «О Центральном наименование организации» как о лице, требования к деловой репутации которого не соответствуют законодательству, исключении из базы данных (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-8/2020г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения административного истца Долотина Д.Б., его представителя по доверенности Мальцевой С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика по доверенности Терентьева И.А., возражавшего против жалобы,

установила:

Долотин Д.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения от 20 ноября 2018 года и возложении обязанности исключить сведения из базы данных.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 24 декабря 2012 года по 07 февраля 2018 года осуществлял трудовую деятельность ПАО «ОФК Банк», с 29 марта 2016 года по 07 февраля 2018 года занимал должность начальника Службы финансового мониторинга. 16 апреля 2018 года у ПАО «ОФК Банк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций, при этом сведения о деловой репутации административного истца внесены в базу данных Банка России, ведение которых предусмотрено статьями 75, 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в связи с осуществлением им функций специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в течение 12 месяцев, предшествовавших отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку свои должностные обязанности выполнял добросовестно, руководствуясь законом, и никаких нарушений не допускал.

Решением Мещанского районного суда г.Москвы от 04 декабря 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2020 года решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 сентября 2020 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с принятием нового об удовлетворении иска. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела Долотин Д.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ПАО «ОФК Банк», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность <данные изъяты>, осуществляя функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом Банка России от 21 марта 2018 года № ОД-693 в ПАО «ОФК Банк» введена временная администрация по управлению кредитной организацией.

16 апреля 2018 года на основании приказа Банка России № ОД-953 отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, в том числе в связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6, 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

На основании вышеприведенных норм Положения сведения об административном истце были внесены в Базы данных, ведение которых предусмотрено статьями 75, 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в связи с тем, что он осуществлял функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

10 октября 2018 года административный истец обратился с жалобой в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица, не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям деловой репутации, установленным федеральными законами, указав на несогласие с признанием его деловой репутации, не соответствующей требованиям пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также на непричастность к отзыву лицензии у ПАО «ОФК Банк», поскольку занимая должность начальника Службы финансового мониторинга (ответственного сотрудника Банка), не являлся членом коллегиальных органов Банка, принимающих решение о кредитном риске и кредитовании клиентов Банка, не входил в состав органов управления Банка (руководства), а также не являлся его собственником, полагал, что им представлены все необходимые доказательства непричастности его кандидатуры к принятию решений или совершению действий (бездействий), которые привели к отзыву лицензии у ПАО «ОФК Банк».

Рассмотрев жалобу административного истца, Комиссия 20 ноября 2018 года приняла решение об отказе в ее удовлетворении.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Долотина Д.Б., суды исходили из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленные сроки, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Судебная коллегия находит выводы судов основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При разрешении настоящего дела правильно применены нормы материального и процессуального права.

Согласно статьи 56 Федерального закона от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона N 86-ФЗ Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности, а также требования к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности, физических и юридических лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Банк России вправе в установленном им порядке оценивать соответствие установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или являющихся кандидатами на указанные должности, а также требованиям к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности, физических и юридических лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

В силу статьи 75 Федерального закона от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации. Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Порядок ведения Банком России базы данных регулируется Положением Банка России от 25 октября 2013 N 408-П "О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Согласно пункту 5.1 Положения Банка России в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банком России ведется централизованная база данных о лицах, указанных в пунктах 2.1, 3.1 и 4.1 настоящего Положения, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Согласно пункту 6.1. Положения N 625-П Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Положения, а также: специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также лица, осуществляющего функции по указанной должности в финансовой организации (далее - специальное должностное лицо).

Согласно пункту 6.2 Положения N 625-П уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 Положения N 625-П, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к Положению N 625-П.

В соответствии приложения 7 к Положению N 625-П основанием для внесения в Базу данных является:

- осуществление лицом (независимо от срока) функций специального должностного лица финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню принятия Банком России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства финансовой организации (за исключением осуществления указанных мер в отношении кредитной организации с участием Банка России или Агентства по страхованию вкладов) (пункт 1.13 Приложения 7).

- осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) специального должностного лица кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню принятия Банком России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, с участием Банка России на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или с участием Агентства по страхованию вкладов на основании утвержденного Банком России плана участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства (пункт 1.14 Приложения 7).

- осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) специального должностного лица в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (пункт 1.15 Приложения 7).

- осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) специального должностного лица финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации (пункт 1.16 Приложения 7).

В соответствии с пунктом 6.9. в случае если иное не установлено федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций и настоящим Положением, информация о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, внесенная в базы данных, должна содержаться в них в отношении лиц, допустивших нарушения в отношении финансовых организаций, в течение 10 лет с даты возникновения основания для внесения сведений о лице в базы данных.

Пунктом 6.10 предусмотрено, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является: установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года N 50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных; вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации; установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.

Досрочное исключение сведений из базы данных допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, и при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - четвертым настоящего пункта).

Принимая во внимание, что истец занимал должность начальника Службы финансового мониторинга, осуществляя функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанное обстоятельство являлось основанием для внесения Центральным банком Российской Федерации сведений об истце в Базу данных.

Доказательств непричастности к нарушениям кредитной организацией требований федеральных законов и нормативных актов Банка России, послуживших основанием для отзыва лицензии и внесения сведений о нем в Базу данных, Долотиным Д.Б. представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Банка России правомерно отказала в удовлетворении жалобы административного истца.

Доводы кассационной жалобы истца сводятся к утверждениям о не причастности к отзыву лицензии у Банка, поскольку он добросовестно исполнял свои должностные обязанности, между тем, этим доводам судами ранее была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Не согласие автора жалобы с выводами судов и оценкой доказательств не может в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повлечь отмену законных судебных актов в кассационном порядке.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мещанского районного суда г.Москвы от 04 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Долотина Дмитрия Борисовича по доверенности Мальцевой Светланы Викторовны без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи