Дело № 88а-24477/2020 ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 декабря 2020 года город Москва Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Рахманкиной Е.П., судей Анатийчук О.М., Войты И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 24 декабря 2019 года (дело № 2а-1708/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 26 мая 2020 года (дело № 33а-804/2020) по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Савинского муниципального района Ивановской области, Главе администрации Савинского муниципального района ФИО2 об оспаривании бездействия. Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции у с т а н о в и л а: ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Савинского муниципального района Ивановской области, Главе администрации Савинского муниципального района ФИО2 об оспаривании бездействия выразившегося в том, что, в нарушение абзаца 3 пункта 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, административным ответчиком не утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами, и общего имущества в многоквартирных домах, чем нарушаются его права как инвалида на проведение обследования условий доступности жилого помещения. Решением Шуйского городского суда Смоленской области от 24 декабря 2019 года административный иск удовлетворен, бездействие администрации Савинского муниципального района Ивановской области, выразившееся в отсутствие плана мероприятий обследования жилого помещения инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с Правилами обследования условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов», разработать план мероприятий обследования жилого помещения инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 26 мая 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано. В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года кассационная жалоба принята к производству суда кассационной инстанции. Администрацией Савинского муниципального района Ивановской области принесен отзыв на кассационную жалобу. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ). Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида. Пунктом 5. 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 ЖК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид). Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению. Согласно пункту 5 Правил, обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя: а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы); б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Уполномоченный федеральный орган (уполномоченный орган) в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности. Межведомственный запрос направляется указанными уполномоченными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин, признанный инвалидом (семья, имеющая ребенка-инвалида), вправе по собственной инициативе представить в указанные уполномоченные органы в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, документы о признании гражданина (ребенка) инвалидом, в том числе выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина (ребенка), признанного инвалидом; в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания; г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения; д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил). Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Савинского муниципального района создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. 16 апреля 2019 года председателем комиссии утвержден План мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов на территории Савинского муниципального района (далее - План мероприятий). 16 апреля 2019 года аналогичный План мероприятий утвержден заместителем Главы администрации Савинского муниципального района. Кроме того, судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства принят План мероприятий, утвержденный постановлением Главы Савинского муниципального района от 21 мая 2020 года № 247-п тождественного содержания. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что административным ответчиком приняты все необходимые меры по утверждению Плана мероприятий, содержание которого соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, в нём отражены необходимый перечень действий, предусмотренных пунктами 5, 12, 15, 17 Правил, направленных на приспособление жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, а также сроки проведения указанных мероприятий и перечень ответственных исполнителей. Выводы суда об этом подробно мотивированы в апелляционном определении. Судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов суда апелляционной инстанции относительно отсутствия со стороны административного ответчика незаконного бездействия и соответствия Плана мероприятий требованиям действующего законодательства, поскольку выводы суда об этом основаны на правильном применении и толковании норм материального права. Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте. Кроме того, иная оценка обстоятельств дела, изложенная в кассационной жалобе, не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено. В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 26 мая 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Председательствующий Судьи |