ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а- 24572/2021
г. Москва 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 г. (дело № 3а-426/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 г. (дело № 66а-1369/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области о признании недействующим в части решения Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 декабря 2019 г. № 100 «О бюджете сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района на 2020 год» (в редакции решений от 25 февраля 2020 г. № 108, от 13 июля 2020 г. № 124 от 28 августа 2020 г. № 125),
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
решением Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области от 25 декабря 2019 г. № 100 «Об утверждении бюджета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области на 2020 год», размещенным на официальном сайте администрации сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района по адресу http://песончное-адм.рф в разделе «Документы» - «Решения», утверждён бюджет данного муниципального образования на 2020 год.
Решением Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области от 13 июля 2020 г. № 124 в вышеуказанное решение внесены изменения.
Приложением № 2 к вышеназванному решению в подразделе «Обеспечение проведения выборов и референдумов» по коду 0107 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2020 год предусмотрены расходы бюджета в размере 200 000 руб.
Решением Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области от 28 августа 2020 г. № 125 в вышеуказанное решение внесены изменения.
Приложением № 2 к вышеназванному решению в подразделе «Обеспечение проведения выборов и референдумов» по коду 0107 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2020 год определены расходы бюджета в размере 270 000 руб.
Территориальная избирательная комиссия Рыбинского района Ярославской области (далее – ТИК Рыбинского района) обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим решения сельского поселения Песочное от 25 декабря 2019 г. № 100 (в редакции решения от 28 августа 2020 г. № 125) в части установления величины расходов на «Обеспечение проведения выборов и референдумов» на 2020 год (код 0107) в размере 270 000 руб.
В обоснование заявленных требования указывает на то, что в 2020 году имело место проведение выборов Главы сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района и депутатов Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области. Организующей выборы избирательной комиссией является ТИК Рыбинского района. Решением указанной комиссии от 13 ноября 2019 г. № 69/184 утверждена смета расходов на проведение и подготовку вышеуказанных выборов, согласно которой необходимый размер денежных средств на их проведение составил 794 796 руб. Органами местного самоуправления указанный в смете размер денежных средств не оспаривался, однако на проведение и подготовку выборов в органы местного самоуправления сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района в бюджете выделена сумма 270 000 руб. В силу пункта 13 статьи 20 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» названное решение ТИК Рыбинского района, которым утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов, обязательно для органов исполнительной власти.
Решением Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 г., в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 сентября 2021 г., представитель Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии нового решения об удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Суды, проанализировав положения статей 14 и 52 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 9, 15, 169, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 36, 39 Устава сельского поселения Песочное, статьи 85 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сельского поселения Песочное, пришли к верному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка его принятия и введения в действие.
Оспариваемым решением сельского поселения Песочное от 25 декабря 2019 г. № 100 (с учетом внесенных изменений) утвержден бюджет муниципального образования на 2020 год, в котором установлены расходы бюджета на обеспечение проведения выборов и референдумов в размере 270 000 руб.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие положениям действующего законодательства, суды двух инстанций исходили из того, что расходы, связанные с организацией и проведением выборов главы сельского поселения Песочное и депутатов Муниципального Совета сельского поселения Песочное, имевших место в 2020 году, подлежали включению в расходную часть бюджета сельского поселения Песочное, при этом бюджетным и избирательным законодательством не установлено положений, предписывающих органу местного самоуправления при составлении и утверждении местных бюджетов в части установления расходов на обеспечение и проведения выборов определять величину данных расходов в определенном порядке.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
С учетом положений статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации выводы судов о достаточности расходов на проведение выборов, предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом, определении величины указанных расходов органом местного самоуправления в соответствии с установленными бюджетным законодательством принципами бюджетной системы Российской Федерации, являются верными.
Доводы административного истца об отсутствии надлежащего финансирования деятельности ТИК Рыбинского района по подготовке и проведению муниципальных выборов, получили надлежащую оценку судебными инстанциями, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Из решения Муниципального Совета сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района от 22 июня 2020 года № 123, следует, что выборы Главы сельского поселения Песочное и депутатов Муниципального Совета сельского поселения Песочное назначены на один день, 13 сентября 2020 года.
Согласно информации ТИК Рыбинского района от 6 декабря 2019 г., направленной Главе сельского поселения Песочное, прогнозируемый размер денежных средств, необходимых для подготовки и проведения выборов депутатов Муниципального Совета сельского поседения Песочное, рассчитан в размере 397 398 руб. Такой же размер расходов определен на проведение выборов Главы сельского поселения Песочное. При этом расчет средств производился по методике, которая применялась Избирательной комиссией Ярославской области на выборах депутатов Ярославского областной Думы в 2013 году, то есть при проведении выборов другого уровня.
Вместе с тем, административным истцом не представлено какого-либо обоснования того, что расходы избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Главы и депутатов сельского поседения (включающие расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательной комиссии, на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, на изготовление печатной продукции), назначенных на один день на территории одного сельского поселения, должны быть, фактически, увеличены в два раза.
Суд признал правомерной позицию административного ответчика об установлении величины расходов на проведение муниципальных выборов в 2020 году, из суммы расходов местного бюджета, понесенных при проведении выборов того уровня, состоявшихся в 2015 году.
При таком положении суды сделали правильное заключение о том, что при утверждении бюджета на 2020 год, Муниципальный Совет сельского поселения Песочное определил сумму расходов на проведение выборов не произвольно, а принял решение на основании принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств проведения выборов.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы судами первой и апелляционной инстанций правильно в соответствии с их содержанием, выводы судов о законности оспоренных правовых положений мотивированны.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судебных инстанций, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи