ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-2498/20 от 10.12.2020 Кассационного военного суда

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

88а-2498/2020

10 декабря 2020 г. г. Новосибирск

Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Прыткова Р.В. и Дубова Ю.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело № 2а-40/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Бабкина Виталия Александровича на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2020 года и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 30 июня 2020 года по административному иску <звание> Тахватулина Виталия Владимировича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека»), выразившегося в непринятии мер по перечислению дохода от инвестирования накопленных средств.

Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд

установил:

решением Белогорского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Восточного окружного военного суда от 30 июня 2020 года, административный иск Тахватулина, в котором он оспаривал бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека», выразившегося в непринятии мер по перечислению на именной накопительный счет участника НИС Тахватулина дохода от инвестирования накопленных средств за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года, удовлетворен частично.

Суд признал незаконным указанное бездействие и обязал ФГКУ «Росвоенипотека» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить величину инвестиционного дохода, которая подлежала начислению Тахватулину за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года, а также истребовать у Министерства обороны РФ денежные средства для перечисления на именной накопительный счет административного истца.

В удовлетворении остальной части заявленных Тахватулиным административных исковых требований судом отказано.

В кассационной жалобе, поданной 27 октября 2020 года, представитель административного ответчика, считая обжалованные судебные акты незаконными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона «О накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Правила ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655 отмечает, что функции по формированию и ведению реестра, включению, исключению военнослужащих из такового, а также внесение изменений в реестр в Министерстве обороны РФ возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Кроме того, представитель административного ответчика обращает внимание, что включение военнослужащего в реестр участников НИС является основанием для открытия его именного накопительного счета, который оформляется и ведется ФГКУ «Росвоенипотека». Такой счет на имя административного истца был открыт 30 июля 2018 года, при этом основания для включения в реестр участников НИС у Тахватулина возникли 15 июня 2008 года.

Также автор жалобы утверждает, что инвестиционный доход является конечным финансовым результатом, определяемым по итогам деятельности управляющих компаний, а размер дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его индивидуальном накопительном счете, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на именном накопительном счете всех участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, от сроков инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления.

Таким образом, он полагает, что рассчитать точную величину инвестиционного дохода, который был бы учтен на именном накопительном счете Тахватулина, в случае если бы его включили в реестр участников НИС 15 июня 2008 года, не представляется возможным. Поскольку именной накопительный счет административного истца открыт 30 июля 2018 года, то инвестиционный доход начисляется и учитывается на нем с 3 квартала 2018 года.

По мнению автора жалобы, административным истцом неверно определен круг надлежащих ответчиков по данному исковому заявлению. Надлежащими ответчиками по таким требованиям должно выступать Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство РФ.

Представитель административного ответчика считает, что Тахватулиным неверно выбран способ защиты нарушенного права, а требование о расчете величины неполученного инвестиционного дохода и его доначислении не основаны на нормах закона.

Заявленные административным истцом требования, по мнению автора жалобы, являются материально-правовыми и направлены на компенсацию причиненного ему материального вреда, в связи с чем Тахватулин должен был доказать факт причинения ему вреда, размер такового, наличие причинной связи между действиями (бездействиями) органа (должностного лица) и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия).

Также Бабкин отмечает, что административному истцу не гарантировано наличие инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете, так как средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу, только дополняют собой ассигнования, а в каждом отдельно взятом инвестиционном периоде результат инвестирования может иметь отрицательный характер.

Далее представитель административного ответчика, ссылаясь на Приказ Министра финансов РФ от 31 декабря 2016 года № 261н «О Порядке формирования и представления главными распорядительными средств федерального бюджета бюджетных ассигнований» указывает, что выделение средств инвестиционных накоплений из бюджета РФ не предусмотрено законом и отмечает, что начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно, действующим законодательством не предусмотрено. Восстановлению подлежат только накопленные взносы на соответствующие годы, которые гарантированы государством, поскольку они являются величиной известной и устанавливаемой Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований по делу не имеется.

Судами обеих инстанций установлено, что Тахватулин проходил военную службу по контракту в различных воинских частях и учреждениях Минобороны России.

9 июля 2018 года Тахватулин включен в реестр участников НИС с датой возникновения права – 15 июня 2008 года, в связи с ненадлежащим исполнением воинскими должностными лицами, ответственными за оформление документов для включения в Реестр НИС, должностных обязанностей. В связи с этим доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на индивидуальный накопительный счет с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года ему не начислялись и не учитывались.

Согласно п.п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках программы НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 приведенного федерального закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на индивидуальные накопительные счета участников НИС и последующего использования этих накоплений.

Согласно ст. 5 данного закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на индивидуальных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

В соответствие с п. 7 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала, а доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС.

Функции уполномоченного федерального органа в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» выполняет федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») созданное путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства и установленные обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам, что отказ ФГКУ «Росвоенипотека» в начислении на индивидуальный накопительный счет Тахватулина доходов от инвестирования накоплений за период с момента возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС до несвоевременного включения в данный реестр – с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года, нарушает права административного истца, поскольку существенно снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ему для приобретения жилого помещения.

С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого обоснованно согласился и суд апелляционной инстанции, правильно возложил на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность определить величину дохода от инвестирования, который был бы начислен Тахватулину при своевременном включении его в реестр участников НИС и истребовать соответствующую денежную сумму у Минобороны России за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств для перечисления ее на индивидуальный накопительный счет административного истца.

Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Утверждение представителя административного ответчика об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные накопительные счета участников НИС несвоевременно включенных в реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.

Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе относительно неверного, по его мнению, выбора административным истцом способа защиты нарушенного права, а также определения судом круга административных ответчиков, повторяют доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных судебных актах, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.

Таким образом, оснований для отмены или изменения рассматриваемых решения гарнизонного военного суда и апелляционного определения окружного военного суда не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд

определил:

решение Белогорского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2020 года и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 30 июня 2020 года по административному иску Тахватулина Виталия Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Бабкина В.А. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.

Председательствующий В.В. Сивов

Судьи Р.В. Прытков

Ю.А. Дубов