ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ № 88а-2524/2020 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 февраля 2020 года г. Москва Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Зюлина М.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу ФИО1 на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 15 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 июня 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий, бездействия администрации сельского поселения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-39/2019). Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия установила: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) об оспаривании действия главы администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 по представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озерах Добшо и Слободское Торопецкого района Тверской области. Требование мотивировано тем, что при решении вопроса создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо население сельского поселения не было допущено к обсуждению данного вопроса, более того, не было проинформировано о данном вопросе и принятом решении по нему, чем нарушены положения пункта 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому правовое регулирование в этой области осуществляется на главном принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры, они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечивать возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством. Тем самым нарушены права и законные интересы истца и всех жителей Скворцовского сельского поселения, пользующихся водой из озер. Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 15 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года, в удовлетворении административного иска ФИО1 к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 о признании незаконными действия (бездействия) по не информированию относительно создания товарной аквакультуры и представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры, возложении обязанности по обеспечению возможности участия в решении вопроса относительно создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо Торопецкого района Тверской области отказано. В кассационной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется, в том числе, на принцип участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; Правовое регулирование опроса граждан, как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, закреплено в статье 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где установлены процедура проведения опроса, рекомендательный характер его результатов, а также его принципы и цели. Разрешая настоящие требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на основании ответа главы Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 от 10 декабря 2018 года в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района о том, что администрация поселения и 65% граждан из числа опрошенных, проживающих в <данные изъяты>, расположенных в непосредственной близости от озера Добшо и озера Слободское, поддерживают развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в этих озерах, на заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 декабря 2018 года принято решение об определении границ рыбоводного участка на части названных озер, приказом Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года № 04 утверждены их границы, а в последующем в связи с поступившими жалобами граждан был осуществлен выезд в Торопецкий район, где в ходе встречи с представителями администрации района и сельского поселения, жителями последние высказались против осуществления товарной аквакультуры по причине опасения за экологическую обстановку на водном объекте и по результатам этой встречи на заседании соответствующей комиссии от 27 февраля 2019 года принято решение об отмене решения от 27 декабря 2018 года, затем приказом Министерства сельского хозяйства Тверской области от 11 марта 2019 года № 33 был отменен приказ от 17 января 2019 года № 04, пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены. Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судов. В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. По смыслу приведенной нормы закона задачами административного судопроизводства являются не только и не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), но и установление факта нарушения прав и законных интересов должника в результате оспариваемых действий. При изложенных выше обстоятельствах оспариваемые действия и бездействие Главы администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 по не информированию населения о создании товарной аквакультуры и представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры не привели к нарушению прав административного истца, какие-либо препятствия к осуществлению его прав и свобод не создали, дополнительные обязанности на него не возложили, никаких негативных последствий административный истец не претерпел, что позволяет прийти к выводу о том, что совокупность условий, необходимая для признания действий (бездействия) должностного лица незаконными в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, по настоящему делу отсутствует. Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ ФИО1 не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, подлежащих судебной защите, в связи с чем выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска являются правильными. Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы ФИО1, вопреки его доводам о несогласии с выводами нижестоящих судов, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Торопецкого районного суда Тверской области от 15 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий Е.П. Рахманкина Судьи: М.А. Зюлин Е.Д. Смирнова |