ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-25253/20 от 17.12.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-25253/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фахрутдинова И.И.,

судей Карякина Е.А., Тимохина И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архиповского В.С. на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года по административному делу № 2а-105/2020 по административному исковому заявлению Архиповского ФИО8 к Совету депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании предложенных жителями села Малая Бекшанка границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» сформированными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, возложении обязанности организовать и провести процедуру установления предложенных жителями села Малая Бекшанка границ территориального общественного самоуправления «Казаиха».

Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., объяснения Архиповского В.С., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Архиповский В.С. (далее - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области (далее – административный ответчик).

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ жители села Малая Бекшанка Барышского района Ульяновской области обратились к административному ответчику с заявлением об утверждении границ территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) «Казаиха». На указанное обращение административный ответчик ответил отказом от ДД.ММ.ГГГГ, сославшись на то, что в соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Административный истец, ссылаясь на пункт 2 Положения о ТОС в муниципальном образовании «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, считает, что при подаче заявления об утверждении границ ТОС «Казаиха» условия об установлении границ ТОС были соблюдены.

Административный истец, полагая, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушает его права как участника инициативной группы жителей села Малая Бекшанка Барышского района Ульяновской области по организации ТОС «Казаиха», просил суд: признать предложенные жителями села Малая Бекшанка границы территориального общественного самоуправления «Казаиха» сформированными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; возложить на Совет депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области обязанности организовать и провести процедуру установления предложенных жителями села Малая Бекшанка границ ТОС «Казаиха».

Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 13 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года, административное исковое заявление Архиповского В.С. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной 6 ноября 2020 года посредством почтового отправления через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Архиповский В.С., выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их ввиду неправильного применения норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.

В обоснование кассационной жалобы ее подателем указаны ранее приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства, а также довод о том, что суды при вынесении решений исходили из неверного толкования понятия территория проживания, указанного в статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ. По мнению автора жалобы, территорией проживания граждан может являться не только территория населенных пунктов, но и иные территории.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы административного дела, выслушав административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, огласив отзыв на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.

Судами установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ к административному ответчику поступило заявление от инициативной группы жителей села Малая Бекшанка Барышского района Ульяновской области об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС, приложена схема границ ТОС села Малая Бекшанка с описанием границ.

Ответом главы муниципального образования «Ленинское городское поселение» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным руководителю инициативной группы жителей села Малая Бекшанка Барышского района Ульяновской области Архиповскому В.С., указано на то, что предлагаемые для вхождения в ТОС территории включают в себя не только территории проживания граждан, но и земли за пределами сельского населенного пункта и имеющие различное назначение (ЛПХ, сельскохозяйственные земли), не являющиеся территорией проживания граждан. Подателям обращения рекомендовано скорректировать границы ТОС в соответствии с действующим законодательством и скорректированные границы направить для утверждения в Совет депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение».

Разрешая заявленные требования Архиповского В.С. и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы Архиповского В.С., согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что представленная схема утверждения границ ТОС «Казаиха» противоречит Положению о ТОС в муниципальном образовании «Ленинское городское поселение», в связи с чем у административного ответчика не имелось оснований для ее утверждения.

Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.

В силу положений статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района.

Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 20 Устава муниципального образования «Ленинское городское поселение», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» от 15 ноября 2005 года № 12, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» от 6 декабря 2018 года № 21 утверждено Положение о ТОС в муниципальном образовании «Ленинское городское поселение» (далее - Положение).

Положение определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, территорию, на которой может осуществляться территориальное общественное самоуправление, полномочия органов территориального общественного самоуправления, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, внесения в него изменений и дополнений, ведения реестра уставов территориального общественного самоуправления.

Согласно пункту 8 Положения границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

Для установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, инициативная группа граждан направляет в Совет депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» следующие документы: 1) заявление об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление; 2) схему границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, включающую адресное описание границ учреждаемого территориального общественного самоуправления с указанием улиц (переулков), номеров домов, согласованная с администрацией муниципального образования «Ленинское городское поселение»; 3) копию протокола собрания или конференции граждан (собрания делегатов) (далее конференция) по вопросам организации территориального общественного самоуправления (пункт 9 Положения).

Порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается правовым актом администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение».

Границы территориального общественного самоуправления должны устанавливаться с учётом следующих условий: 1) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области; 2) на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления; 3) границы территориального общественного самоуправления не должны пересекаться.

В случае несоответствия предложения инициативной группы требованиям настоящего пункта администрация муниципального образования «Ленинское городское поселение» направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант границ территориального общественного самоуправления (пункт 10 Положения).

Вопреки доводам кассационной жалобы, суды, установив, что предоставленная инициативной группой с заявлением схема утверждения границ ТОС «Казаиха» противоречит требованиям статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктам 9-10 Положения о ТОС в муниципальном образовании «Ленинское городское поселение», пришли к верному выводу о законности оспариваемого отказа в удовлетворении заявления об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требований административного истца.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Утверждение автора жалобы о том, что территорией проживания граждан может являться не только территория населенных пунктов, но и иные территории, основан на неверном толковании подателем жалобы положений статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом государственной власти решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Архиповского В.С. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 декабря 2020 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление23.12.2020