ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-25454/2023 от 01.08.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-18729/2023 (88а-25454/2023)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-4169/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 1 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сергеева С.С.,

судей Иванова А.Е., Шелудько В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Севастополю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, заинтересованное лицо – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти,

Заслушав доклад судьи Сергеева С.С.,

установила:

ФИО5, являясь взыскателем по исполнительному документу о взыскании с Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя неустойки за неисполнение решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 января 2021 года, предъявила в Управление Федерального казначейства по г. Севастополю исполнительный лист, который ей возвращен без исполнения.

Полагая возврат исполнительного документа без исполнения незаконными, ФИО5 обратилась в суд с административным иском в котором просила признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по г. Севастополю по возврату исполнительного листа ФС в Нахимовский районный суд города Севастополя без его надлежащего исполнения, по неуведомлению административного истца о принятом решении, возложить на Управление Федерального казначейства по г. Севастополю (далее - УФК по г. Севастополю, Управление) обязанность устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, путем продолжения взыскания по вышеуказанному исполнительному документу в отношении должника - Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24 января 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 января 2023 года отменено, принято новое решение, которым действия Управления Федерального казначейства по г. Севастополю по возвращению исполнительного листа ФС в Нахимовский районный суд города Севастополя признаны незаконными. В остальной части административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 мая 2023 года, Управления Федерального казначейства по г. Севастополю просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что Управление Федерального казначейства по г. Севастополю не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в этой связи, в силу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ правом на обращение в суд с заявлением о разъяснении решения суда не обладает. Кроме того, суд не учел, что обращение за разъяснением судебного акта является правом, а не обязанностью. Также указывает на неверное истолкование судом апелляционной инстанции положений статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ, при этом судом не учтено, что должником представлено распоряжение на сумму полного погашения исполнительного документа с предоставлением платежных документов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года, с учетом апелляционного определения Севастопольского городского суда от 11 августа 2022 года с Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры города Севастополя в пользу ФИО5 взыскана судебная неустойка за неисполнение решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 января 2021 года за период с 9 марта 2021 года по 4 октября 2021 года включительно в размере 50 000 рублей, и с 5 октября 2021 года по дату фактического исполнения решения в размере 500 рублей в день.

Исполнительный лист серии ФС № , выданный Нахимовским районным судом города Севастополя, а также приложенные к нему документы, поступили в адрес административного ответчика УФК по г. Севастополю 12 сентября 2022 года.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя 14 сентября 2022 года уведомлен УФК по г. Севастополю о поступлении вышеуказанного исполнительного документа.

Должником в адрес УФК по г. Севастополю направлены: расчет судебной неустойки за период с 5 октября 2021 года по 11 октября 2022 года в размере 186 000 рублей, информационные письма об общей сумме задолженности 186 000 рублей, платежное поручение от 11 января 2022 года № 599199 на сумму 50 000 рублей и платежное поручение от 24 октября 2022 года № 613854 на сумму 186 000 рублей.

В связи с предоставлением должником вышеуказанных документов, исполнительный лист возвращен в Нахимовский районный суд города Севастополя в связи с полным исполнением требований исполнительного документа.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ в совокупности с нормами части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исходил из того, что УФК по г. Севастополю не наделено полномочиями по принудительному исполнению судебных актов, а обязано контролировать произведенный должником расчет только на наличие счетной ошибки. В этой связи суд пришел к выводу о том, что при проведении действий по взысканию на основании представленного исполнительного документа и возврата исполнительного документа, УФК по г. Севастополю действовало в рамках действующего законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 1, 3, 3.1, 3.2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, статьей 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также разъяснениями, данными в пункте 9 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», исходил из того судебный акт был принят в отношении должника о взыскании судебной неустойки в размере 500 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с которого, как взыскание средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет Управление Федерального казначейства по г. Севастополю в рамках казначейского сопровождения бюджетных средств.

В связи с этим Управление Федерального казначейства по г. Севастополю могло воспользоваться правом на обращение в суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения решения суда.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.

Положения пунктов 3, 3.1, 3.2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ предусматривают перечень оснований для возврата исполнительного документа без исполнения в связи с наличием пороков, препятствующих его исполнению.

Между тем, как следует из Уведомления о возврате исполнительного документа от 26 октября 2022 года № УИС-22-672D0038-38, исполнительный лист возвращен в суд в связи с полным исполнением требований исполнительного документа. При этом, участвующими в деле лицами не оспаривалось и не ставилось под сомнение соответствие предъявленного к исполнению исполнительного документа требованиям статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4).

Признавая незаконными действия Управления Федерального казначейства по г. Севастополю по возвращению исполнительного листа ФС в Нахимовский районный суд города Севастополя, суд апелляционной инстанции, указав на право административного ответчика обратится в суд с заявлением о разъяснении судебного акта, тем не менее, не привел ссылок на нормативные акты, которым оспариваемые действия не соответствуют.

В этой связи следует признать правомерным заключение суда первой инстанции, основанное на положениях статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ, части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и стать 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о том, что органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам в процессе исполнения судебных актов.

В данном случае, Управление Федерального казначейства по г. Севастополю установив исполнение судебного акта о взыскании судебной неустойки на определенную дату и возвратив исполнительный документ, не ограничило право ФИО5, как взыскателя, на предъявление исполнительного документа для исполнения по следующим периодам взыскания (после 11 октября 2022 года).

При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь, статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года отменить.

Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 января 2023 года оставить без изменения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 августа 2023 года.

Председательствующий судья:

Судьи: