ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-25469/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.,
судей Белова В.И., Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Оренбурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 2 июля 2020 года по административному делу № 2а-511/2020 по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Оренбурга о взыскании с Кардонской Оксаны Владимировны обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Дзержинского районного суда города Оренбурга от 30 января 2020 года административное исковое заявление Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Оренбурга удовлетворено. С Кардонской О.В. взыскана задолженность по санкциям в сумме <данные изъяты>.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 2 июля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Не согласившись с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 2 июля 2020 года, представитель Инспекции ФНС по Дзержинскому району города Оренбурга в кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 октября 2020 года, ставит вопрос о его отмене, указывая, что суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу об отнесении принадлежащего административному ответчику транспортного средства СУБАРУ BAJA к грузовому автомобилю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Оренбурга и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-OЗ «О транспортном налоге» предусмотрены ставки транспортного налога (с каждой лошадиной силы): легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 75 рублей; грузовой автомобиль с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65 рублей.
Судами установлено, что в налоговых периодах 2014 и 2015 года за Кардонской О.В. было зарегистрировано транспортное средство - автомобиль СУБАРУ BAJA с мощностью двигателя 210 л.с.
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014 и 2015 годы исходя из ставки транспортного налога за легковой автомобиль - 75 рублей с каждой лошадиной силы. Сумма транспортного налога составила 15750 рублей в год.
Транспортный налог за 2014 и 2015 годы оплачен 16 ноября 2017 года.
С учетом уточнения заявленных требований, предметом настоящего административного спора являются пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы, исходя из продолжительности просрочки уплаты налога, равные 3 982, 40 руб. и 1 682, 16 руб., соответственно.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Кардонской О.В. пеней в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 и 2015 годы, с учетом уменьшения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что применение ставки 75 рублей за каждую лошадиную силу мощности двигателя, как для легкового автомобиля, необоснованно. В данном случае подлежала применению ставка 65 рублей за каждую лошадиную силу мощности двигателя, предусмотренная для грузового автомобиля.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание содержание сведений, внесенных в паспорт транспортного средства (ПТС) № <адрес>, согласно которым тип транспортного средства автомобиля СУБАРУ BAJA - «грузовой-бортовой», категория транспортного средства - «В», разрешенная максимальная масса 2066 кг, масса без нагрузки 1637 кг, мощность двигателя 210 л.с. (л.д.126).
Несмотря на то, что принадлежащее административному истцу в указанные налоговые периоды транспортное средство, по сведениям, предоставленным органами ГИБДД, относилось к категории «В», а по общему правилу, установленному статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, с учетом возложенной положениями статями 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды обязанности по защите прав граждан, которая является смыслом деятельности судов, применение судом апелляционной инстанции для разрешения спора сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства, является обоснованным.
В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) приведено понятие транспортного средства - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Категории транспортных средств, на что ссылается административный истец, приведены в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
Так, категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Категория «C» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Подкатегория «C1» - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Пунктами 19 и 20 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что к транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.
Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
ГОСТ Р 52051-2003. «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» в разделе 3 определяет категории транспортных средств, имеющих четыре колеса и предназначенных для перевозки грузов.
Так, категория. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Категория. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
В разделе 4 определены категории транспортных средств, предусмотренных для перевозки грузов.
Так, категория. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Категория. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
Аналогичные сведения содержатся в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятом решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 1 апреля 1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов», которым утверждены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, предусмотрено, что паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
В Правилах также понимается под «типом транспортного средства» - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (статья 15, пункт 1) и Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме «одобрения типа транспортного средства», а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях:
обеспечения безопасности дорожного движения;
создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
Официальное утверждение по типу конструкции (по одобрению типа) транспортного средства проводится в соответствии с процедурами, предусмотренными Женевским Соглашением 1958 года, участницей которого является Российская Федерация. В случаях, не предусмотренных указанным Соглашением или иными международными соглашениями, договаривающейся стороной которых является Российская Федерация, работы проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года (далее - Положение), в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Таким образом, категории транспортных средств «В» и «С» не определяют транспортные средства как «легковой автомобиль» и «грузовой автомобиль». При определенных обстоятельствах категория «В», к которой отнесен предмет налогообложения, может быть отнесена как легковому автомобилю, так и к грузовому. Следовательно, применение в целях налогообложения сведений, представленных органами ГИБДД, об отнесении автомобиля к категории транспортного средства «В», и определение его в качестве легкового автомобиля, при наличии в паспорте транспортного средства иных сведений, необоснованно, поскольку паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства, подлежащих внесению в регистрационные сведения ГИБДД о транспортном средстве. Исходя из сведений, внесенных в установленном законом порядке, осуществляется отнесение транспортных средств к типам транспортных средств по их назначению, применяемых в целях налогообложения «грузовые автомобили» или «легковые автомобили».
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что сведений о том, что объект налогообложения - автомобиль, принадлежавший административному ответчику, отнесен к категории «легковые автомобили», ни паспорт транспортного средства, ни иные материалы дела не содержат.
Ссылка в кассационной жалобе на распоряжение Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2009 года № 229-р, которым предусмотрена формула определения типа транспортного средства, несостоятельна в силу приведенных выше законоположений. К тому же налоговым органом не осуществлен соответствующий расчет, подтверждающий отнесение автомобиля к «легковому автомобилю». При этом паспорт транспортного средства выдан таможенным органом 22 ноября 2007 года и сведений о неверном его заполнении материалы дела не содержат.
В этой связи, разрешая спор, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости исчисления транспортного налога по ставке 65 рублей за каждую лошадиную силу, как за грузовой автомобиль.
Исходя из того, что налогоплательщиком произведена оплата транспортного налога за 2014 и 2015 налоговые периоды по ставке 75 рублей за каждую лошадиную силу, а не по ставке 65 рублей за каждую лошадиную силу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика задолженности по санкциям. Оснований не согласиться с таким выводом, ввиду приведенного выше, у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Оренбурга – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Постановление18.01.2021