ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-25505/2021
г. Москва 17 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Жудова Н.В., Репиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурьякова Леонида Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 июля 2021 г. (дело № 33а-2900/2021), вынесенное по административному делу по административному иску Гурьякова Леонида Викторовича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги,
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя Департамента городского имущества г. Москвы Мусина Д.И., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 20 марта 2017 г. №Н617 утвержден проект межевания квартала на территорию, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Москва, <адрес>, данному жилому дому установлен участок № 29 площадью 1,185 га, в том числе участок с минимальными обременениями площадью 0,417 га.
Гурьяков Л.В. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы № ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06 апреля 2020 г. указано, что для проведения кадастровых работ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала за счет средств бюджета города Москвы необходимо представить решение общего собрания собственников помещений о выборе размера участка или заявление представителя, уполномоченного решением общего собрания в испрашиваемом жилом доме, о формировании границ земельного участка.
Не согласившись с данным ответом, Гурьяков Л.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы от 6 апреля 2020 г.; возложении обязанности сформировать границы земельного участка, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с учетом проекта межевания, утвержденного по результатам публичных слушаний, о проведении которых составлен протокол от 09 февраля 2015 г. № 339.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2021 г. признано незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы № ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06 апреля 2020 г., возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гурьякова Л. В. по вопросу формирования границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 июля 2021 г. решение отменено, в удовлетворении иска Гурьякова Л.В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 сентября 2021 г., Гурьяков Л.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, указывая на нарушения норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания; обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что своим уведомлением административный ответчик сообщил о действиях, которые необходимо совершить заявителю для формирования земельного участка с учетом интересов всех собственников помещений многоквартирного дома, так как собственники помещений в нем могли выбрать один из двух вариантов границ: максимальный 1,185 га или минимальный 0,417 га.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что в целях совершенствования процедуры проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами, Приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 29 января 2020 г. № 7 утвержден Порядок проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами, согласно пункту 3 которого к заявлению прикладывается решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе границ участка, который требуется образовать.
С указанной позицией судебная коллегия не находит оснований согласиться. Позиция Гурьякова Л.В. о том, что отказ административного ответчика нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса, статье 16 Вводного закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в г. Москве», Положением о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. № 99-ПП, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, который осуществляет формирование земельного участка под многоквартирным домом, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома, основанием к отказу в принятии документов для предоставления госуслуги, не является.
Ответ Департамента городского имущества г. Москвы по своему содержанию не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не содержит ссылок на предусмотренные законом правовые основания для отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги.
Ссылка в оспариваемом ответе на пункт 3 Приказа Департамента городского имущества Москвы от 29.01.2020 №7 об утверждении Порядка проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами, не свидетельствует о законности принятого решения, поскольку порядок обращения за получением государственной услуги административным истцом соблюден.
При таких данных, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Гурьякова Л.В. и правомерно возложил на указанный государственный орган власти субъекта Российской Федерации обязанность по рассмотрению заявления Гурьякова Л. В. по вопросу формирования границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции неправильно определены значимые для дела обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 13 июля 2021 г. отменить, оставить в силе решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2021 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 19 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи