ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-2551/2022 от 26.01.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-2551/2022

г. Москва 26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шеломановой Л.В.

судей Рахманкиной Е.П., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Толстова Владимира Антоновича на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2021 года, вынесенные по административному делу № 2а-39/2021 по административному исковому заявлению Толстова Владимира Антоновича к Призывной комиссии района Ломоносовский г. Москвы о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., объяснения представителя административного истца Толстова В.А. по доверенности Тригнина В.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Толстов В.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии района Ломоносовский ЮЗАО г. Москвы (далее – Призывная комиссия), ФКУ «Военный комиссариат г. Москвы» об оспаривании решения от 2 ноября 2020 года о призыве на военную службу.

В обоснование требований указано, что с сентября 2020 года административный истец является аспирантом очной формы обучения ОАО «ВНИИНефть», в силу чего, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Толстова В.А. было отказано.

В кассационной жалобе, административный истец ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального закона и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с принятием нового решения об удовлетворении его требований.

Определением судьи кассационного суда от 24 декабря 2021 года жалоба передана на рассмотрение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Толстов В.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Гагаринскому району г. Москвы.

13 мая 2014 года административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения по программе «специалист» в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» до июня 2018 года.

24 декабря 2018 года Толстову В.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период освоения образовательной программы в ординатуре ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» до июня 2020 года.

В настоящее время административный истец является студентом 1 курса аспирантуры очной формы обучения ОАО «Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский институт им. Академика А.П. Крылова» по направлению подготовки «Экономика и управление», срок обучения до 31 марта 2023 года.

2 ноября 2021 года Призывной комиссией принято решение о призвании Толстова В.А на военную службу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции) о том, что отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров предоставляется один раз, Толстов В.А. после получения отсрочки в ординатуре, обучается в другом образовательном учреждении, другого профиля и направления, в связи с чем, предоставление отсрочки от призыва на военную службу повторно не будет соответствовать целям ее предоставления.

Судебная коллегия находит указанным суждения судов верными, основанными на правильном применении закона.

Обязанность по несению военной службы в соответствии с федеральным законом гражданами Российской Федерации установлена частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации также закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.

Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 26 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются установленные законом обязанности, в том числе обязанности по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу (пункт 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).

Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

В действующей редакции подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ указанное право на отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулируя общественные отношения, возникающие в сфере образования, рассматривает одним из уровней профессионального образования высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).

К основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (пункта "б" части 3 статьи 12).

К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование (часть 4 статьи 69).

Таким образом, основными образовательными этапами для медицинских работников являются окончание высшего (среднего) медицинского учебного заведения, прохождение интернатуры, ординатуры, аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры и повышение квалификации. Успешное освоение медицинским работником всех необходимых этапов, требуемых для работы по определенной узкой специальности, гарантирует его качественную и квалифицированную трудовую деятельность. Высшее медицинское профессиональное образование отличает его от других наличием ординатуры.

Отсрочка от призыва на военную службу до июня 2020 года, предоставленная Толстову В.А. Призывной комиссией района Ломоносовский ЮЗАО г.Москвы, обеспечила возможность реализации Толстовым В.А. права на продолжение профессионального медицинского образования путем повышения квалификации по полученной специальности в период обучения в ординатуре.

Обучение административного истца в аспирантуре ОАО «Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский институт им. Академика А.П. Крылова», по иной образовательной программе - направление подготовки «Экономика и управление», и за пределами сроков получения высшего медицинского образования - подготовки кадров высшей квалификации, с учетом ранее предоставленной отсрочки на период обучения в ординатуре, исходя из содержания подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ, как в старой, так и в действующей редакции, права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу не образует, поскольку не преследует своей целью повышение ранее полученного профессионального медицинского образования.

В связи с этим, доводы кассационной жалобы о необходимости учета темы диссертационной работы и применения старой редакции закона, не содержащей ограничений в количестве предоставляемых отсрочек, основывается на ошибочном толковании указанных положений закона.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что у призывной комиссии имелись основания к вынесению оспариваемого решения, в связи с чем, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства и обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Толстова Владимира Антоновича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи