ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-25623/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Войты И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 4 августа 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 9 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приеме документов (присвоенный судом первой инстанции номер дела: №).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного ответчика ДГИ ФИО8., судебная коллегия
установила:
ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ДГИ г. Москвы для получения государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении принадлежащего ей указанного выше земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности, предоставив органу для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением ДГИ г. Москвы от 18 апреля 2022 года № в приеме документов на предоставление государственной услуги отказано на основании пункта 2.8.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года № 199-ПП, со ссылкой на то, что ФИО9. не отнесена к числу заявителей в соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента, поскольку отсутствует проект межевания территории, включающий испрашиваемый к формированию земельный участок, и предельные размеры земельных участков в г. Москве не установлены.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы от 18 апреля 2022 года, возложении обязанности рассмотреть её соответствующее заявление, мотивируя требования тем, что административным ответчиком не была учтена приложенная к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая подлежит утверждению по результатам рассмотрения заявления. Отсутствие предельных максимальных размеров земельных участков не может являться основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку Правила землепользования и застройки г. Москвы не ограничивают максимальный размер земельного участка. В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (ли) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 9 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года, решение ДГИ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ признано незаконным, на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ перечислены основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Порядок предоставления государственной услуги предусмотрен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года № 199-ПП.
Согласно пункту 2.4.1 Административного регламента в качестве заявителей могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, в случае:
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2.8.1.1 Регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с настоящим Регламентом.
Суды нижестоящих инстанций, проанализировав положения упомянутого Административного регламента, правомерно исходили из того, что обстоятельства, указанные в оспариваемом решении административного ответчика, не относятся к основаниям для отказа в приеме документов, из числа заявителей исключаются лишь лица, которые просят о перераспределении земельного участка, площадь которого в результате перераспределения увеличивается более установленных предельных максимальных размеров, в то время, когда в рассматриваемом случае такие размеры не установлены, соответственно пункт 2.4.1 неприменим.
Указали, что приложенная ФИО1 схема расположения земельного участка не была проверена на соответствие требованиям статьи 11.10 ЗК РФ, в то время, когда пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрена возможность перераспределения земель (земельных участков) в соответствии как с утвержденным проектом межевания территории, так и при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судебная коллегия находит эти выводы верно основанными на положениях действующего законодательства и оснований не соглашаться с ними не усматривает.
В кассационной жалобе административным ответчиком вновь приводятся доводы об отсутствии предельных максимальных размеров земельных участков в <адрес>, препятствующих оценить обоснованность увеличения земельного участка на иную величину, в настоящем случае – <данные изъяты>.
Эти доводы не могут быть приняты во внимание по основаниям, приведенным судом апелляционной инстанции в апелляционном определении.
Что касается довода жалобы о том, что судом не выяснялись действительные цели, которые преследовал административный истец при обращении с заявлением об осуществлении перераспределения земельных участков, то их выяснение не исключается при рассмотрении административным ответчиком заявления ФИО1
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, не содержат сведений, свидетельствующих о том, что судами допущены нарушения, предусмотренные статьей 328 КАС РФ, являющиеся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента городского имущества г. Москвы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 9 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.В. Войта
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2023 года