ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-25691/2023
город Кемерово 7 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.,
судей Никулиной И.А., Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Кировским районным судом г. Иркутска, кассационную жалобу Иркутской областной общественной организации «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2023 года по административному делу № 2а-122/2023 по административному исковому заявлению Иркутской областной общественной организации «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» к министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области, Службе государственного жилищного надзора Иркутской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения представителя министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Тельтевской Е.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иркутская областная общественная организация «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в части неосуществления контроля за введением в действие нормативов по потреблению коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области в соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, статей 58, 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 23 августа 2016 года по настоящее время; признании незаконным бездействия министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области в части не введения в действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и иных домов до 1999 года постройки для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных-девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации с 23 августа 2016 года по настоящее время, мотивируя тем, что несмотря на наличие соответствующих полномочий в сфере установления нормативов потребления коммунальных услуг и установленной законом обязанности данные общественные отношения министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области не урегулированы; установленные приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 августа 2016 года № 90-мпр «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области» нормативы для домов до 1999 года постройки в действие не введены, а предписанный к использованию для расчета платы норматив признан недействующим вступившими в законную силу судебными актами; надлежащий контроль за введением в действие нормативов Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области не осуществляется.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 31 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 24 октября 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, Иркутская областная общественная организация «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» настаивает на наличии оспариваемого бездействия со стороны административных ответчиков, указывая, что надлежащей правовой оценки данным доводам судами при рассмотрении спора не дано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец в судебное заседание своих представителей не направил, обратившись с ходатайством о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Представители Службы государственного жилищного надзора Иркутской области в судебное заседание также не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. В силу пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306), пункт 3 которых предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Иркутской области в соответствии с Уставом Иркутской области, Положением о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 года № 590-пп, Положением о министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 1 марта 2021 года № 123-пп, таким уполномоченным органом является министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (до переименования - министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области).
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 августа 2016 года № 90-мпр установлены и утверждены отдельные нормативы потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области, в том числе нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 года вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов.
Пунктом 4 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 августа 2016 года № 90-мпр предусмотрен поэтапный переход на территории Иркутской области к единым нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом, как установлено судами, на момент издания названного приказа на территории Иркутской области действовала подпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2014-2018 годы, разработанная в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2014-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 446-пп, которой предусмотрены мероприятия по частичному возмещение расходов по приобретению и установке индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета использования воды и электрической энергии, предоставление межбюджетных трансфертов, субсидий на оснащение многоквартирных домов приборами учета, а также Положение о размере, условиях и порядке предоставления социальных выплат в целях частичного возмещения расходов по приобретению и установке индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета использования воды и электрической энергии отдельным категориям граждан, проживающих на территории Иркутской области, утвержденное постановление Правительства Иркутской области от 19 октября 2011 года № 319-пп. Постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2015 года № 535-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Иркутской области.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 года № 58-38-мпр приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 августа 2016 года № 90-мпр признан утратившим силу и утверждены отдельные нормативы потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области, которые рассчитаны для 30 климатических зон области, дифференцированы по годам постройки и этажности зданий, сохранено поэтапное введение нормативов в действие.
На момент издания приказа № 58-38-мпр также действовала подпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Иркутской области на период с 2019 по 2024 годы, разработанная в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2018-2024 годы», утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 11 ноября 2018 года № 915-пп.
В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603, от 25 декабря 2019 года № 1822, от 21 декабря 2020 года № 2185, от 29 декабря 2021 года № 2546 и от 29 декабря 2022 года № 2499) в случае принятия решения о поэтапном переходе переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2024 года.
Исходя из приведенного правового регулирования, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае министерством незаконного бездействия не допущено.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что вступившими в законную силу судебными актами по административному делу № 3а-95/2023 и по административному делу № 3а-1042/2022 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 года № 58-5-мпр «О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 года № 58-38-мпр «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области» в той мере, которая допускает применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для шестиэтажных многоквартирных жилых домов, постройки до 1999 года в городе Иркутске, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, рассчитанных, исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях выводы судов не опровергают и о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований исходя из избранного заявителем способа защиты нарушенного права не свидетельствуют, поскольку названным пунктом приказа от 17 февраля 2021 года № 58-5-мпр изменения в части сохранения поэтапного введения нормативов в действие не вносились.
При таких данных является верным и вывод судов двух инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае незаконного бездействия Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в части неосуществления контроля за введением в действие нормативов по потреблению коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области с 23 августа 2016 года по настоящее время. Поступивший в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области 10 августа 2022 года итоговый документ Иркутской областной общественной организации «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» по результатам проведенного организацией общественного жилищного контроля от 8 августа 2022 года рассмотрен в установленном порядке и на него дан мотивированный ответ 8 сентября 2022 года.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в кассационной жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного истца с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иркутской областной общественной организации «Потребителей тепловой и электрической энергии и услуг жилищно-коммунального хозяйства» – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи