ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-25709/2023 от 20.12.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-25709/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 20 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Виноградовой О.В., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Иркутской области, поданную 25 октября 2023 г.,

кассационную жалобу Правительства Иркутской области, поданную 11 декабря 2023 г.,

на решение Иркутского областного суда от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 г.,

по административному делу № 3а-68/2023 по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 № 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 № 648-пп) недействующим.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э., объяснения представителя Министерства строительства Иркутской области Ереминой Ж.В, представителя Правительства Иркутской области Сотникова И.С., поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора Самойлова А.А., настаивавшего на доводах, изложенных в возражениях,

установила:

постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 № 216-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования (далее – Постановление № 216-пп).

В указанное постановление были внесены изменения, в том числе: Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2017 N 658-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" (опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25.10.2017);

Постановлением Правительства Иркутской области от 12.08.2021 N 554-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" (опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 30.08.2021 в выпуске № 95, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16.08.2021);

Постановлением Правительства Иркутской области от 18.08.2022 N 648-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования" (опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru) 18.08.2022, также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22.08.2022.

Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства N 216-пп в первоначальной редакции опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 29.04.2016 в выпуске N 45 (1509). На момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 N 648-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования", которое опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22.08.2022.

Прокурор Иркутской области обратился Иркутский областной суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта 3 пункта 9, подпунктов 2 и 3 пункта 10, а также подпунктов 1 и 2 пункта 13, подпункта 2 пункта 14(3), пункт 14 (4) Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования (далее – Положение), указав на противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагал, что строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования являются различными мероприятиями муниципальных образований, поэтому смешение этих оснований для расходования бюджетных средств в одном и том же правовом акте является недопустимым и не соответствует целям правового регулирования.

Решением Иркутского областного суда от 31.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31.08.2023, требования удовлетворены: подпункт 3 пункта 9, подпункты 2 и 3 пункта 10, а также подпункты 1 и 2 пункта 13, подпункт 2 пункта 14(3), пункт 14 (4) Положения признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В кассационной жалобе Министерство строительства Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.

В обоснование жалобы, повторяя доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, настаивают, что наличие в Иркутской области двух самостоятельных постановлений, принятых Правительством Иркутской области, не имеет собственное правовое значение и не обуславливает необходимость проведения самостоятельного расчета субсидии для целей приобретения готовых объектов из иных показателей, а не из стоимости реализации мероприятия. Полагают, оспариваемые нормы Постановления № 216-пп регулирует исключительно бюджетные отношения между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления по софинансированию мероприятий (межбюджетные отношения), не регламентирует правоотношения, связанные с непосредственным участием граждан и организаций в бюджетном процессе, в связи с чем, выводы судов о наличии в оспариваемых нормах Постановления № 216-пп коррупциогенных факторов не основаны на законе. Приведенная судами норма Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» непосредственно не затрагивает вопросы, связанные с предоставлением субсидий, в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, полномочиями по установлению которых, в силу статей 79.1 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Настаивают, что оснований для признания Постановления № 216-пп не действующим в части не имелось, так как постановление принято Правительством Иркутской области в целях реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере бюджетного законодательства.

В кассационной жалобе Правительство Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.

Доводы кассационной жалобы Правительства Иркутской области в целом повторяют позицию Министерства строительства Иркутской области по спору. Выводы судов первой и апелляционной инстанции полагают немотивированными. Указывают, что не получили должной правовой оценки и отклонены доводы административного ответчика, изложенные в возражениях, судебные акты не содержат мотивов отклонения доводов. Необоснованно судом отказано в удовлетворении ходатайства об исключении из материалов дела ненадлежащего доказательства - копии Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 06.06.2022 по делу , поскольку административным истцом не представлен подлинник указанного решения, которые между собой не тождественны. Полагают, необоснованно судом отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении административного дела, отказ в приостановлении производства по делу полагают немотивированным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, представленных прокуратурой Иркутской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.

Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в пункте 3 статьи 139 предусматривает, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 135, пункта 1 статьи 139, абзаца 6 статьи 142, пункта 1 статьи 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации или из местного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Частью 3 статьи 4 Закона Иркутской области от 22.10.2013 № 74-ОЗ «О межбюджетных трансфертах и нормативов отчислений доходов в местные бюджеты» (далее – Закон № 74-ОЗ) установлено, что условием предоставления субсидии местному бюджету является заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования Иркутской области по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Иркутской области) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами Иркутской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 74-ОЗ, правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Иркутской области. Нормативные правовые акты Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящей части.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2018 № 675-пп "О формировании, предоставлении и распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета" установлены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области (далее – Правила № 675-пп).

Согласно пункту 4 Правил № 675-пп нормативные правовые акты Правительства Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, разрабатываются исполнительными органами государственной власти Иркутской области, которым как получателям средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление соответствующих субсидий (далее соответственно - порядки предоставления субсидий, главные распорядители средств областного бюджета).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 675-пп, порядки предоставления субсидий должны содержать следующие основные положения:

1) цели предоставления субсидий, определяемые в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

2) условия предоставления субсидий в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, порядок их проверки;

3) критерии отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий. Не допускается использование в качестве критерия отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий объема средств, заявленных муниципальными образованиями Иркутской области на реализацию мероприятий, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий;

4) методика распределения субсидий между муниципальными образованиями Иркутской области, предусматривающая определение размера субсидии пропорционально потребности в финансовом обеспечении расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, возникающих при реализации соответствующих мероприятий в отраслях экономики и социальной сферы муниципального образования Иркутской области, в том числе связанных с реализацией региональных проектов (исходя из численности населения (отдельных групп населения - конечных получателей социальных услуг), и (или) оценки затрат (в денежном выражении) на реализацию соответствующих мероприятий (строительство объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества), результатов регионального проекта или контрольных точек результатов регионального проекта, и (или) иных критериев), и с учетом предельного уровня софинансирования;

5) порядок перечисления субсидий в местные бюджеты;

6) перечень результатов использования субсидий, представляющих собой конечные результаты исполнения расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, которые должны быть конкретными и измеримыми и должны соответствовать результатам региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов. При этом результаты использования субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, возникающих при реализации мероприятий, не связанных с реализацией региональных проектов, должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Иркутской области и их структурных элементов (при наличии таких показателей (индикаторов) в указанных программах);

7) основания и порядок применения мер ответственности к муниципальному образованию Иркутской области при невыполнении им условий соглашения о предоставлении субсидии, в том числе обязательств муниципального образования Иркутской области, предусмотренных подпунктами 3, 5 пункта 9 настоящих Правил.

Цели предоставления субсидий определяются порядками предоставления субсидий и соглашениями о предоставлении субсидий исходя из необходимости достижения результатов использования субсидий (пункт 7 Правил № 675-пп).

Подпунктом 4 пункта 9 Правил № 675-пп предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых между главными распорядителями средств областного бюджета и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с порядками предоставления субсидий (далее - соглашение), которые в обязательном порядке должны содержать:

перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, объектов капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с указанием мощности объекта, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), приобретения, капитального ремонта, вида работ, сметной или предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства или стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, стоимости капитального ремонта, места нахождения (адреса), а при наличии соответствующего требования в порядках предоставления субсидий - реквизитов положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции), капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и субсидий, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области по проведению капитальных ремонтов объектов, находящихся в муниципальной собственности.

При этом, как правильно установлено судом первой инстанции требования к методике распределения субсидий между муниципальными образованиями, установленные подпунктом 4 пункта 5 Правил № 675-пп аналогичны требованиям к методике распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные подпунктом «г» пункта 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 года № 999.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».

Согласно главы V данной программы Правила предоставления и распределения в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление ими субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов приведены в приложении № 14.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 14, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере образования, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, и (или) приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, и (или) предоставлении субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности, и (или) приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (далее соответственно - строительство и (или) реконструкция, объекты капитального строительства, объекты недвижимого имущества).

Учитывая указанные положения, областной суд сделал правильный вывод, что федеральным законодательством, регулирующим правоотношения по предоставлению и распределению субсидий в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере образования возникающих: при строительстве объектов капитального строительства муниципальной собственности; при приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.

В Иркутской области кроме оспариваемого в части Положения № 216-пп, действует Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций, установленный постановлением Правительства Иркутской области от 11.05.2016 № 265-пп.

Из пункта 1 оспариваемого Положения № 216-пп следует, что оно устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования.

Подпункт 3 пункта 9 Положения № 216-пп одним из условий предоставления субсидий указывает наличие расчета стоимости реализации мероприятия, подписанного главой муниципального образования Иркутской области, подготовленного в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в расчете на одно место без учета стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, не требующими для ввода в действие предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, с перерасчетом на проектную мощность с учетом установленных законодательством коэффициентов пересчета, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства (далее - расчет стоимости строительства).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 данной Методики коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является, в том числе нормативные коллизии, под которыми понимаются противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Пункт 4 Методики к коррупциогенным факторам, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, относит:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Правительством Иркутской области в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, пришел к выводам, о несоответствии оспариваемых норм Положения № 216-пп требованиям подпункта 4 пункта 9 Правил № 675-пп, а так же, подпунктов 1, 2 пункта 13, подпункт 2 пункта 10, подпункт 2 пункта 14(3), пункт 14(4) Положения № 216-пп, содержащие в расчетных формулах для предоставление субсидий показатель «Р» - стоимость реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства, условие предоставление субсидий, указанное в подпункте 3 пункта 9 Положения № 216-пп, учитывая, что целью предоставление субсидий является приобретение готовых объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, а не строительство данных объектов, противоречит установленному бюджетным законодательством принципу целевого расходования бюджетных средств, указав, что отсутствие механизма проверки расчета стоимости строительства, который предусмотрен в постановлении Правительства Иркутской области от 11.05.2016 № 265-пп, создает коррупциогенные риски, следовательно, строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования являются различными мероприятиями, в связи с чем смешение этих оснований для расходования бюджетных средств является незаконным.

Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционного суда с выводами суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части согласилась.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлекли принятие неправильных судебных актов.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном принятии в качестве доказательства решения УФАС Иркутской области от 06.06.2022 не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку нарушений требований процессуального закона при установлении и исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных частью 8 статьи 213 КАС РФ, судами не допущено. Ходатайство представителя Правительства Иркутской области об исключении доказательств судом было разрешено, о чем вынесено протокольное определение.

Основания для приостановления производства по делу установлены статьей 190 КАС РФ. Рассмотрение Арбитражным судом Иркутской области дела № А19-16922/2022 по иску Правительства Иркутской области, Министерства строительства Иркутской области, Администрации Ангарского городского округа, Управления образования Ангарского городского округа, Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, муниципального казенного учреждения «Служба муниципального хозяйства» о признании незаконным решения УФАС Иркутской области от 06.06.2022 по делу не препятствует рассмотрению требований по настоящему делу, на что обоснованно указано судом в определении от 31.05.2023 об отказе в приостановлении производства по делу.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов, кассационные жалобы Министерства строительства Иркутской области, Правительства Иркутской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Иркутского областного суда от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 26 декабря 2023 г.

Председательствующий:

Судьи: