ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-26160/2023
город Москва 18 октября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.,
судей Денисова Ю.А., Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сирман Светланы Ивановны на решение Советского районного суда города Рязани от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 1 марта 2023 года, вынесенное по административному делу № 2а-1525/2022 по административному исковому заявлению Сирман Светланы Ивановны о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления в 2021 году субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани, утвержденного постановлением администрации города Рязани от 17 сентября 2021 года № 3936.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., заключение прокурора Саниной О.В., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
постановлением администрации города Рязани от 17 сентября 2021 года № 3936 утвержден Порядок предоставления в 2021 году субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани (далее - Порядок).
Текст документа опубликован в издании «Рязанские ведомости» №74 от 29 сентября 2021 года.
Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии предоставляются за счет средств бюджета города Рязани.
Право на получение субсидий имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, на обслуживании и в управлении которых находятся многоквартирные дома серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани, где выявлены и подтверждены экспертным заключением дефекты строительных конструкций на технических этажах, и собственники помещений приняли на общем собрании решение о проведении мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83, о софинансировании работ в размере не менее 5 процентов от стоимости работ по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 с учетом проектных и экспертных работ (пункт 1.5 Порядка).
В силу пункта 1.6 Порядка обязанность по оплате расходов на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
Абзац 5 пункта 2.1 Порядка обуславливает предоставление субсидии наличием решения общего собрания собственников помещений МКД о необходимости проведения мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций или решения жилищной инспекции о необходимости проведения мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций, а также о софинансировании работ в размере не менее 5 процентов от стоимости работ по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций с учетом проектных и экспертных работ.
Для получения субсидии заявитель. относящийся к категории, указанной в пункте 1.5 Порядка, в числе прочего, представляет в УЭиЖК заверенные копии протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и заверенные копии протоколов общего собрания членов ТСЖ (ЖК, ЖСК), в случае управления домом данным юридическим лицом по вопросам проведения мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций, включая вопросы об утверждении договоров на проведение экспертных, проектных работ, договора на проведение работ по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций и договора на осуществление строительного контроля, выбора подрядных организаций, о софинансировании работ в размере не менее 5 процентов от стоимости работ по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций с учетом проектных и экспертных работ (при очной форме проведения общего собрания прилагается заверенная копия листа регистрации, при очно-заочной форме - прилагаются заверенные копии решений собственников помещений, при заочной форме - заверенные копии решений собственников помещений с приложением заверенных копий листа регистрации и протокола не состоявшегося из-за отсутствия кворума общего собрания собственников помещений в форме очного голосования) (абзац 8 пункта 2.4 Порядка).
Пунктом 2.8 Порядка установлено, что УЭиЖКХ в течение пяти рабочих дней со дня издания распоряжения письменно уведомляет Получателя субсидий о выделении субсидий. Предоставление субсидий осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке УЭиЖКХ в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани. Размер субсидии рассчитывается по формуле: Суб = Спмр - Ссоб, где: Суб - субсидия в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций; Спмр - стоимость проведения мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций; Ссоб - средства собственников помещений - софинансирование работ в размере не менее 5% от стоимости мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций.
Приложение №1 к Порядку предоставления субсидий содержит форму заявления на предоставление субсидии.
Приложение № 2 к Порядку предоставления субсидий содержит форму расчета субсидии.
Сирман С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1.5, абзаца 5 пункта 2.1, абзаца 8 пункта 2.4, пунктов 1.6 и 2.8 указанного Порядка, а также Приложения № 1 и № 2 к нему.
В качестве оснований административного иска приведены доводы о том, что в соответствии с оспариваемыми положениями предоставление субсидии обусловлено принятием общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (далее – МКД) решений о необходимости проведения мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций, а также о софинансировании строительных работ собственниками помещений, в то время как, принятие указанных решений в компетенцию данного собрания не входит.
Оспариваемыми положениями, по мнению административного истца, на собственников помещений МКД необоснованно возложена обязанность по оплате указанных услуг и исполнению решения общего собрания собственников.
Сирман С.И. также полагает, что определение размера платы за жилое помещение в виде расходов по софинансированию указанных работ, и порядок ее внесения не относятся к полномочиям административного ответчика, который введением нового вида платежа фактически незаконно изменил структуру платы за жилое помещение.
Считает, что оспариваемые положения не соответствуют пунктам 5 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Также административный истец полагает, что административный ответчик необоснованно исходил из недостоверных сведений о наличии в г.Рязани МКД «проекта типа 111-83» и наличия в них «технического этажа» (в том числе в ее доме), не учел, что по «Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» Рязанской области ремонт крыш, в том числе, по причине аварийности мягкой кровли, кровельных плит, проводится только за счет взносов на капитальный ремонт дома.
Решением Советского районного суда города Рязани от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 1 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, по мотивам неправильного определения судами обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права, требования административного иска удовлетворить. Полагает, что источником финансирования работ по выявлению и устранению дефектов является бюджет города Рязани, а не денежные средства собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемые нормативные положения, по мнению административного истца, противоречат постановлениям администрации города Рязани от 29 сентября 2015 года № 4544 от 29 сентября 2015 года, № 3312 от 16 августа 2021 года, а также решению Рязанской городской Думы от 17 декабря 2020 года № 239-III. Сирман С.И. считает, что судами применены не подлежащие применению положения части 5.1 статьи 189 ЖК РФ.
Кассационная жалоба, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
По настоящему административному делу такое основание отсутствует.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 (статьи 208 - 217.1) КАС РФ.
Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7); выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункты 2 и 3 части 8).
Пунктом 6.1 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
На основании положений, закрепленных в частей 2, 7 статьи 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ, в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. При получении указанных средств соответствующие организации вступают с органами местного самоуправления в бюджетные отношения.
Одной из мер муниципальной поддержки является предоставление субсидий.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Условия и порядок предоставления средств из муниципального бюджета определяются высшим исполнительным органом муниципального образования (пункт 1 статьи 74 БК РФ, подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право Главы местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, на издание постановлений местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 38, 39 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань (далее – Устав) следует, что администрация города осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области, в частности вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами Рязанской области, в том числе предусмотренные статьями 161, 161.1, 163, 190.1, 197, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу статьи 49 Устава в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения администрации города.
Таким образом, администрация города Рязани является муниципальным органом, уполномоченным на решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области, в частности вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, мероприятия по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани, в том числе предоставление субсидий, запланированы муниципальной программой «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергосбережение в городе Рязани».
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 решения Рязанской городской Думы от 17 декабря 2020 года № 239-III «Об утверждении бюджета города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено предоставление в 2021 году за счет средств бюджета города Рязани субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани.
Сирман С.И. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, 25, корп. 3.
Протоколом общего собрания собственников помещений указанного МКД от 29 июля 2021 года оформлены решения о выборе организации для проведения обследования строительных конструкций и проектирования усиления строительных конструкций технического этажа, о выборе подрядной организации по выполнению восстановления плит перекрытия технического этажа, о выборе организации на проведение строительного контроля за ходом и качеством работ, об утверждении сметы затрат на выполнение работ по восстановлению технического этажа и кровли, о порядке сбора денежных средств на финансирование работ, о подаче заявки на предоставление субсидии на возмещение затрат по ремонту технического этажа.
На основании заявок ООО «Рязанская МПМК №3» от 25 октября 2021 года и 15 декабря 2021 года, являющейся управляющей компанией указанного МКД, администрацией города Рязани предоставлена субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 на общую сумму 5 764 480 рублей.
Оставшаяся часть стоимости соответствующих работ, составляющая 5% от их стоимости, распределена между собственниками жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией города Рязани в пределах предоставленных законом полномочий, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушает.
Отклоняя доводы административного истца, суды обоснованно исходили из того, что в силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а также подпункта «б» и «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, крыши и несущие конструкции включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ и части 1 статьи 189 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и решение других вопросов, связанных с его реализацией (выбор подрядной организации, определение источника финансирования, выбор ответственного лица по организации и проведению капитального ремонта и т.д.).
Из содержания части 1 статьи 39 и части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны обеспечивать его надлежащее содержание в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1.1 статьи 158 ЖК РФ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты.
Правильно руководствуясь нормами жилищного законодательства, суды пришли к правомерному выводу о наличии у собственников помещений в многоквартирном доме права на принятие решения о проведении капитального ремонта общего имущества и источника его финансирования.
При этом, суды обоснованно исходили из того, что вопрос о проведении мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций и их финансирования относится к капитальному ремонту, а значит и к полномочиям общего собрания собственников.
Согласно статье 174 ЖК РФ за счет средств фонда капитального ремонта может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 166 ЖК РФ, статьей 7 Закона Рязанской области от 18 ноября 2013 года № 70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области» утверждены перечни услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Судебными инстанциями установлено, что субсидируемые работы (работы, связанные с выявлением и устранением дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде) не входят в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, а следовательно проведение такого вида работ за счет средств Фонда капитального ремонта не допускается.
Таким образом, субсидируемые работы относятся к дополнительным расходам собственников помещений в многоквартирном доме на содержание общего имущества.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что разрешение вопросов о проведении капитального ремонта и о дополнительном взносе для его оплаты относиться к компетенции общего собрания собственников.
Следовательно, содержащееся в оспариваемом нормативном правовом акте требование о предоставлении копии соответствующего решения общего собрания для получения субсидии не противоречит положениям жилищного законодательства.
Отклоняя доводы административного истца относительно противоречия оспариваемых положений положениям Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением администрации города Рязани от 16 августа 2021 года № 3312 года, суды обоснованно исходили из того, что данный нормативный правовой акт высшей юридической силой по отношению к оспариваемому не обладает и имеет иной предмет регулирования, связанный с предоставлением субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение капитального ремонта, в то время как спорный нормативный акт регулирует правоотношения, связанные с проведением мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций, финансовое обеспечение которых относится к дополнительным расходам собственников дома, не предусмотренными в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, на капитальный ремонт.
Постановлением администрации города Рязани от 29 сентября 2015 года № 4544 утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергосбережение в городе Рязани» целью которой является повышение качества жизни населения, проживающего на территории города Рязани, путем развития жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и бытовых услуг.
Задачами муниципальной программы является, в том числе создание условий для управления многоквартирными домами в городе Рязани.
Источником финансирования муниципальной программы являются, в том числе средства бюджета города Рязани.
Вопреки доводам кассационной жалобы данная программа не исключает возможность софинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме отдельных мероприятий проводимых в рамках ее реализации.
Предоставление меры муниципальной поддержки не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от бремени содержания общего имущества.
Ссылка административного истца на решение Рязанской городской Думы от 17 декабря 2020 года № 239-III «Об утверждении бюджета города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» также является несостоятельной, поскольку пункт 3 части 1 статьи 8 бюджета города Рязани предусматривает выделение средств бюджета города на предоставление субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций на технических этажах жилых крупнопанельных домов серии 111-83 в жилищном фонде, расположенном на территории города Рязани и не регулирует основания и порядок предоставления субсидий.Следовательно, оспариваемый нормативный акт не может вступать в противоречие с указанными нормативными актами, регулирующими иные правоотношения.Вопреки доводам кассационной жалобы оспариваемые положения не изменяют структуру платы за жилое помещение, поскольку расходы на проведение мероприятий по выявлению и ликвидации дефектов строительных конструкций относятся к дополнительным расходам собственников дома на содержание общего имущества, не предусмотренным в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.Доводы административного истца о нарушении ее прав и законных интересов также обоснованно были отклонены судами первой и апелляционной инстанции.
Предоставление субсидий является одной из мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет бюджетных средств и направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, несущих дополнительные расходы на проведение работ, не включенных в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на проведение субсидируемых работ, выраженное в форме решения общего собрания, и в силу положений статей 44 и 189 ЖК РФ относящееся к исключительной компетенции общего собрания, является необходимым условием для получения обслуживающей организацией мер муниципальной поддержки, направленных на финансовое обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы при разрешении данного спора положения части 5.1 статьи 189 ЖК РФ судами не применялись.
Доводы кассационной жалобы, в полном объеме повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, являются основанными на ошибочном толковании норм материального права, при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Нормы материального и процессуального закона судами применены правильно, нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов и перечисленных в статье 310 КАС РФ, по делу не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Рязани от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сирман Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи