ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-26348/2023 от 20.12.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88а-26348/2023

город Кемерово 20 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лукьяновой Т.Г.,

судей Мишиной И.В., Черемисина Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Омской области, поданное 30 октября 2023 года, на решение Черлакского районного суда Омской области от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2023 года

по административному делу № 2а-337/2023 по административному исковому заявлению прокурора Черлакского района Омской области в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к Совету Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, признании незаконным решения, прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г., объяснения прокурора Волковой А.Г., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Черлакского района обратился в Черлакский районный суд Омской области в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области с административным исковым заявлением к Совету Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района о признании незаконным бездействия, признании незаконным решения, прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области в связи с утратой доверия.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области Павликова Виктора Валерьевича в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.

Признать незаконным решение Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 21.02.2023 № 02 «О досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения».

Считать Павликова Виктора Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. прекратившим досрочно полномочия главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области с 21.02.2023 в связи с утратой доверия за невыполнение обязанностей по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области. По результатам которой установлено, что решением Совета Черлакского городского поселения от 1 июня 2021 года Павликов В.В. избран главой Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

10 июня 2019 года между администрацией Черлакского муниципального района и ИП Павликовым А.В. заключен муниципальный контракт № 7А на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В рамках контракта изготовлено 88 евроконтейнеров, денежные средства подрядчику перечислены в полном объеме. В соответствии с актом о приме-передаче от 7 декабря 2020 года контейнерные площадки с евроконтейнерами, расположенные на территории р.п. Черлак, администрацией Черлакского муниципального района переданы в собственность администрации Черлакского городского поселения. Часть евроконтейнеров пришла в негодность. При этом администрацией Черлакского городского поселения, являющейся собственником, претензионная работа в целях ремонта контейнеров не проводилась, что повлекло за собой освобождение от исполнения ИП Павликова А.В. гарантийных обязательств по контракту № 7А. При этом, глава Черлакского городского поселения Павликов В.В. является племянником ИП Павликову А.В.

19 ноября 2021 года между администрацией Чсрлакского городского поселения в лице главы поселения Павликова В.В. и ИП Павликовым А.В. заключен муниципальный контракт № 24 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. подписан акт о приемке выполненных работ по муниципальному контракту от 19 ноября 2021 года № 24, что повлекло за собой освобождение от исполнения ИИ Павликова А.В. обязательств в части соблюдения всех требований технического задания к контракту.

2 сентября 2022 года между администрацией Черлакского городского поселения в лице Павликова В. В и ИП Павликовым А.В. заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Главой Чсрлакского городского поселения Павликовым В.В. подписан акт о приемке выполненных работ по муниципальному контракту от 2 сентября 2022 года № 16, что повлекло за собой освобождение от исполнения ИП Павликова А.В. обязательств в части соблюдения всех требований технического задания к контракту.

12 декабря 2022 года между администрацией Черлакского городского поселения в лице главы поселения Павликова В.В. и ИП Павликовым А.В. заключен муниципальный контракт № 23 на выполнение работы по капитальному (выборочному) ремонту жилого помещения специализированного жилищного фонда.

23 декабря 2022 года главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. единолично подписано заключение по результатам проведения экспертизы результатов, согласно которым подрядчиком ИП Павликовым А.В. работы по муниципальному контракту от 12 декабря 2022 года № 23 выполнены в полном объеме, а также акт сдачи-приемки выполненных работ. Денежные средства, предусмотренные контрактом, перечислены подрядчику ИП Павликову А.В. в полном объеме.

Прокурор полагает, что у главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области возник конфликт интересов, однако меры по его предотвращению или урегулированию им не были приняты, в связи с чем 6 февраля 2023 года прокурором района в Совет Черлакского городского поселения внесено представление с требованием безотлагательного его рассмотрения, принятии конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих и необходимости решения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. в связи с утратой доверия.

Представление получено администрацией Черлакского городского поселения 7 февраля 2023 года. В феврале 2023 года Советом Черлакского городского поселения назначалось 3 заседания - 8 февраля 2023 года, 16 февраля 2023 года, 21 февраля 2023 года. Вопрос рассмотрения представления прокурора по факту непринятия Павликовым В.В. мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов был внесен в повестку заседания Совета Черлакского городского поселения, состоявшегося 21 февраля 2023 года, однако решения по результатам рассмотрения представления Советом Черлакского городского поселения не принято.

Вместе с тем, 21 февраля 2023 года решением Совета Черлакского городского поселения полномочия главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. прекращены досрочно в связи с его отставкой по собственному желанию по результатам рассмотрения заявления Павликова В.В. от 16 февраля 2023 года.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Совета Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению и урегулированию; признать незаконным решение Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 21 февраля 2023 года № 02 «О досрочном прекращении главы Черлакского городского поселения»; считать Павликова В.В. прекратившим досрочно полномочия главы Черлакского городского поселения с 21 февраля 2023 года в связи с утратой доверия за невыполнение обязанностей но принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Черлакского районного суда Омской области от 1 июня 2023 года (далее – суд первой инстанции) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2023 года (далее – суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационном представлении прокуратура Омской области просит судебные акты отменить, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Кассатор выражает несогласие с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая их не соответствующими нормам действующего законодательства и обстоятельствам административного дела.

Настаивает на ошибочности выводов судов об отсутствии конфликта интересов в действиях Павликова В.В., основываясь на том, что Павликов В.В. и индивидуальный предприниматель Павликов А.В. в соответствии со статьей 14 Семейного кодекса РФ не являются близкими родственниками, поскольку Павликов А.В. - брат отца Павликова В.В., т.е. его дядя. Также в материалы дела не представлены доказательства получения каких-либо выгод Павликовым В.В. в связи с заключением муниципальных контрактов с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В. Заключение главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. муниципальных контрактов со своим родственником - индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В., подписание актов выполненных работ, неведение претензионной работы по ранее заключенному муниципальному контракту само по себе не свидетельствует о коррупционной составляющей в действиях Павликова В.В.

Считает незаконным вывод суда об отсутствии в действиях Павликова В.В. нарушений антикоррупционного законодательства со ссылкой на статью 14 Семейного кодекса РФ.

Кассатор указывает, что судами установлено и Павликовым В.В. не отрицалось, что Павликов А.В. является полнородным братом его отца, т.е. родным дядей, что свидетельствует о наличии между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. родственных, то есть близких отношений. Вывод суда о возможности возникновения конфликта интересов только между близкими родственниками, поименованными в статье 14 Семейного кодекса РФ, прямо противоречит положениям статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой о наличии конфликта интересов свидетельствуют отношения не только близкого родства, но и свойства, а также имущественные, корпоративные или иные близкие отношения.

Также судами не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, свидетельствующим о наличии между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. не только родственных, но и имущественных отношений, связанных с продажей Павликовым А.В. Павликову В.В. жилого дома по договору от 08.12.2022, предшествующему заключению Павликовым В.В. с Павликовым А.В. муниципального контракта от 12.12.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Ссылаясь на ст.ст. 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» настаивает на незаконности выводов суда о том, что заключение муниципальных контрактов главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В. по результатам проведения электронных аукционов исключает конфликт интересов в действиях Павликова В.В., поскольку, делая вывод об отсутствии в действиях Павликова В.В. конфликта интересов, судом не учтено, что последний не только заключал муниципальные контракты с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В., но и осуществлял контроль за их исполнением, а также подписывал акты приемки-сдачи выполненных работ, на основании которых Павликову А.В. производились соответствующие выплаты из бюджета.

Также по мнению кассатора несостоятельным является указание суда на отсутствие в действиях главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. конфликта интересов в связи с непредставлением доказательств получения непосредственно им каких-либо выгод в связи с заключением муниципальных контрактов с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В., поскольку статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прямо предусмотрено, что личная заинтересованность должностного лица в ситуации, расцениваемой как конфликт интересов, связывается с возможностью получения каких-либо доходов, иных выгод (преимуществ) как самим должностным лицом, так и лицами, состоящими с ним родственными, имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В рассматриваемом случае в результате осуществления Павликовым В.В. полномочий главы Черлакского городского поселения выгоду в виде доходов, связанных с исполнением муниципальных контрактов, освобождением от выполнения гарантийных обязательств, получил состоящий с ним в родственных отношениях Павликов А.В., что согласно вышеприведенным положениям действующего законодательства квалифицируется как конфликт интересов в действиях Павликова В.В.

При этом федеральное законодательство, вопреки выводам суда первой инстанции, не связывает возможность возникновения конфликта интересов в действиях должностного лица исключительно с незаконным предоставлением третьим лицам каких-либо выгод (преимуществ).

При указанных обстоятельствах Павликов В.В. был обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе письменно уведомить представительный орган Черлакского городского поселения о возникшем конфликте интересов (возможности его возникновения) в порядке, установленном решением Совета Черлакского городского поселения от 21.11.2018. Данная обязанность Павликовым В.В. не была исполнена.

Своим бездействием, связанным с непринятием решения о досрочном прекращении полномочий Павликова В.В. в связи с утратой доверия, Совет Черлакского городского поселения освободил последнего от предусмотренной законом ответственности за непринятие мер к предотвращению (урегулированию) конфликта интересов.

Судами не дана надлежащая оценка бездействию Совета Черлакского городского поселения, выразившегося в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. в связи с утратой доверия.

Иные доводы представления аналогичны доводам, изложенным в обоснование административного иска.

В судебном заседании суда прокурор настаивал на удовлетворении кассационного представления.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, Павликовым В.В. представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами были допущены.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета Черлакского городского поселения от 01.06.2021 № 25 Павликов Виктор Валерьевич признан вступившим в должность Главы Черлакского городского поселения с 01.06.2021.

Прокуратурой Черлакского района Омской области была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района, по результатам которой было установлено, что Главой городского поселения Павликовым В.В. не принимались меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникшего в процессе исполнения им своих должностных обязанностей.

06.02.2023 прокурором Черлакского района Омской области в адрес Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области было направлено представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, которое получено 07.02.2023, в котором предлагалось в том числе решить вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. в связи с утратой доверия, о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру района.

Из информации председателя Совета Черлакского городского поселения ФИО1 от 06.03.2023, направленной в адрес прокурора района, представление прокуратуры от 06.02.2023 рассмотрено 21.03.2023. Рассмотрев заявление главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. от 16.02.2023 о досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения, Совет Черлакского городского поселения принял решение прекратить полномочия главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. 21.02.2023 в связи с его отставкой по собственному желанию.

Решением Совета Черлакского городского поселения № 02 от 21.02.2023 полномочия главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. прекращены 21.02.2023 в связи с его отставкой по собственному желанию.

Также судами установлено, что 10.06.2019 между Администрацией Черлакского муниципального района Омской области и ИП Павликовым А.В., по итогам электронного аукциона от 20.05.2020 заключен муниципальный контракт № 7А на выполнение работ по выполнению работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5.8 контракта № 7А, гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет с даты подписания муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ.

Актом проверки состояния мусорных контейнеров на территории пгт. Черлак от 05.09.2019 комиссией установлены повреждения колес и крышек некоторых контейнеров.

Согласно экспертному заключению № 3199-09/19 от 21.09.2019 ООО «Центр экспертизы и оценки «Альтернатива», на осмотр представлен контейнер для боковой загрузки металлический с крышкой на колесах емкостью 1,1 м3, при его осмотре выявлены дефекты в виде деформации крышки в виде загиба, деформации дисков колес в виде загиба. Причиной появления выявленных дефектов является ненадлежащая эксплуатация контейнера в процессе его разгрузки обслуживающей компанией, занимающейся вывозом мусора.

23.09.2019 ИП Павликовым А.В. направлена информация в адрес Главы Черлакского муниципального образования о том, что в соответствии с муниципальным контрактом № 7А работы по возведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов закончены, в связи с небрежной эксплуатацией контейнеров ООО «Магнит» часть контейнеров требует ремонта, планирует собрать контейнеры на ремонт 25.09.2019.

24.09.2019 ИП Павликовым А.В. направлена информация в адрес ООО «Магнит» о необходимости принять меры к устранению недостатков в работе компании, приводящих к порче имущества, приложены фото, акты проверки контейнеров, экспертное заключение.

24.09.2019 начальником отдела по архитектуре и строительству Администрации Черлакского муниципального района в адрес ИП Павликова А.В. направлено сообщение о том, что Администрация Черлакского муниципального района согласовывает установку колес на контейнеры в соответствии с муниципальным контрактом № 7А от 10.06.2019.

12.09.2019 ИП Павликовым А.В. направлена информация в адрес Главы Черлакского муниципального образования о том, что в соответствии с муниципальным контрактом № 7А работы по возведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов закончены, направлены для рассмотрения акты выполненных работ.

04.10.2019 ИП Павликовым А.В. направлена информация в адрес Главы Черлакского муниципального образования о том, что в соответствии с муниципальным контрактом № 7А работы по возведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов закончены, замечания устранены, направлены для рассмотрения акты выполненных работ.

04.10.2019 подписан акт о приемке выполненных работ по обустройству контейнерных площадок в р.п. Черлак, согласно п. 22 которого подрядчиком в р.п. Черлак в рамках контрактных обязательств изготовлено 88 евроконтейнеров металлических с крышкой и на колесах общей стоимостью 1 259 133 руб. Денежные средства подрядчику перечислены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 1725 от 28.10.2019, № 1697 от 24.10.2019, № 1698 от 24.10.2019.

10.10.2019 между Администрацией Черлакского муниципального района и ИП Павликовым А.В. подписано соглашение о расторжении муниципального контракта № 7 А от 10.06.2019, в котором указано, что на момент заключения соглашения подрядчиком выполнены работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в объеме, согласно сметному расчету, стороны претензий друг к другу не имеют.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области № 2450-р от 27.11.2020 утвержден перечень муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Черлакского муниципального района Омской области в собственность Черлакского городского поселения, согласно приложению содержащего в том числе перечень евроконтейнеров, находящихся на территории Черлакского городского поселения.

В соответствии с актом о приме-передаче от 07.12.2020 контейнерные площадки с евроконтейнерами, расположенные на территории р.п. Черлак, из собственности Черлакского муниципального района переданы в собственность Черлакского городского поселения.

По результатам проведенной прокуратурой Черлакского района проверки Главе Администрации Черлакского городского поселения внесено представление от 31.08.2021, в котором, в частности, указано о том, что часть вышеупомянутых контейнеров пришла в негодность, их эксплуатация невозможна в связи с нарушением целостности, что повлекло за собой уменьшение количества размещенных контейнеров для сбора ТКО, чем предусмотрено реестром мест ТКО на территории поселения. Указано, что собственником, то есть Администрацией Черлакского городского поселения, претензионная работа в целях ремонта контейнеров не проводится, указано на необходимость безотлагательного рассмотрения настоящего представления, принятии мер, направленных на устранение допущенных нарушений и недопущению их впредь.

На вышеуказанное представление от 31.08.2021 Главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. дан ответ, в котором указано, что Администрация Черлакского городского поселения не может вести претензионную работу в связи с расторжением муниципального контракта № 7А от 10.06.2019.

Кроме того, 19.11.2021 между администрацией Черлакского городского поселения в лице Главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. и ИП Павликовым А.В., заключен муниципальный контракт № 24 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Черлакского городского поселения, на общую сумму 408 324 руб.

Пунктом 3.4 Технического задания, являющегося приложением к контракту № 24 установлены требования к обустройству примыкания к основанию площадки, согласно которому под пандусом должно быть основание из песка не менее 100 мм, а также предусмотрен уклон пандуса до одного уровня с уровнем прилегающей территории, но не более 40 %. Перед площадкой ТКО на расстоянии не менее 1 метра от пандуса необходимо выполнить планировку прилегающей территории и уплотнение грунта для обеспечения беспрепятственного скатывания контейнеров.

14.12.2021 Павликовым В.В. подписан акт о приемке выполненных работ по обустройству контейнерных площадок на территории Черлакского городского поселения по муниципальному контракту от 19.11.2021 № 24. Денежные средства подрядчику перечислены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 522 от 24.12.2021.

Кроме того, 02.09.2022 между администрацией Черлакского городского поселения в лице Главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. и ИП Павликовым А.В., заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Черлакского городского поселения, на общую сумму 304 936,80 руб.

Пунктом 3.4 Технического задания, являющегося приложением к контракту № 16 установлены требования к обустройству примыкания к основанию площадки, согласно которому под пандусом должно быть основание из песка не менее 100 мм, а также предусмотрен уклон пандуса до одного уровня с уровнем прилегающей территории, но не более 40 %. Перед площадкой ТКО на расстоянии не менее 1 метра от пандуса необходимо выполнить планировку прилегающей территории и уплотнение грунта для обеспечения беспрепятственного скатывания контейнеров.

04.10.2022 Павликовым В.В. подписан акт о приемке выполненных работ по обустройству контейнерных площадок на территории Черлакского городского поселения по муниципальному контракту от 02.09.2022 № 16. Денежные средства подрядчику перечислены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 555 от 18.10.2022.

Кроме того, 12.12.2022 между администрацией Черлакского городского поселения в лице Главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. и ИП Павликовым А.В., заключен муниципальный контракт № 23 на выполнение работ по проведению капитального (выборочного) ремонта жилого помещения специализированного жилищного фонда Администрации Черлакского городского поселения, расположенного по адресу Омская область Черлакский район р.п. Черлак ул. Озерная, д.7, на общую сумму 109 373,62 руб.

23.12.2022 Павликовым В.В. подписано заключение по результатам проведения экспертизы результатов, согласно которым подрядчиком ИП Павликовым А.В. работы по муниципальному контракту от 12.12.2022 № 23 выполнены в срок и в полном объеме. Денежные средства подрядчику перечислены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 753 от 26.12.2022.

06.02.2023 помощником прокурора Черлакского района ФИО2 с участием специалиста по строительному контролю «С-Центр» ФИО3 проведен осмотр площадок накопления ТКО на территории Черлакского городского поселения: по ул. 7 Восточная – примыкание выполнено бетонной плитой, внешний край не заглублен, уклон пандуса до одного уровня с прилегающей территорией не обеспечен: по ул. 7 Восточная – примыкание выполнено бетонной плитой, внешний край не заглублен, уклон пандуса до одного уровня с прилегающей территорией не обеспечен: по ул. Транспортная – примыкание выполнено бетонной плитой, уклон пандуса до одного уровня с прилегающей территорией не обеспечен. Во всех случаях плита примыкания (пандус) уложена на землю без планировки до уровня прилегающей территории.

06.02.2023 прокурором района в адрес Совета Черлакского городского поселения внесено представление с требованием безотлагательного рассмотрения настоящего представления, об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, принятии конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих и необходимости решения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. в связи с утратой доверия. Указанное представление получено администрацией Черлакского городского поселения 07.02.2023.

В феврале 2023 года Советом Черлакского городского поселения назначалось 1 плановое заседание – 08.02.2023 и два внеочередных, 16.02.2023, 21.02.2023, 16.02.2023 заседание Совета Черлакского городского поселения не состоялось, поскольку не имелось кворума для проведения заседания.

21.02.2023 на заседании Совета Черлакского городского поселения рассмотрены заявление Павликова В.В. от 16.02.2023 о досрочном прекращении полномочий и представление прокурора Черлакского района от 06.02.2023, решением Совета Черлакского городского поселения полномочия главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. прекращены досрочно в связи с его отставкой по собственному желанию, что подтверждается протоколом внеочередного заседания Совета Черлакского городского поселения от 21.02.2023.

21.02.2023 в Совет Черлакского городского поселения направлена информация от ИП Павликова А.В. о том, что он обязуется в рамках гарантийных обязательств устранить замечания по представлению прокуратуры по муниципальным контрактам № 24 от 19.11.2021 и № 16 от 02.09.2022. Работы планируются в мае 2023 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что при определении круга лиц, относящихся к близким родственникам, согласно ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации, близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, пришел к выводу о том, что ИП Павликов А.В., который приходится дядей Павликову В.В., не является последнему близким родственником.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии конфликта интересов в рассматриваемом случае, указав, что муниципальные контракты заключались по итогам электронных аукционов, то есть без визуализации заказчиком и участниками аукциона друг друга, в материалы дела не представлены доказательства получения каких-либо выгод Павликовым В.В. в связи с заключением муниципальных контрактов с ИП Павликовым А.В.

Также суд первой инстанции указал, что доказательств некачественного оказания услуг ИП Павликовым А.В. при выполнении условий контрактов суду не представлено. Акт составленный помощником прокурора 06.02.2023, которым проведен осмотр площадок накопления ТКО на территории Черлакского городского поселения судом первой инстанции оценен критически, поскольку он проведен без участия ИП Павликова А.В., к акту не представлены фотографии подтверждающие наличие выявленных нарушений, не представлена информация о личности и необходимой квалификации лица указанного в качестве специалиста, указанная проверка проведена в зимнее время, спустя большой период времени с окончания строительства площадок ТКО. Суд первой инстанции указал, что в материалы дела не представлено доказательств наличия претензий со стороны ООО «Магнит», как регионального оператора занимающегося вывозом ТКО, к площадкам накопления ТКО или к контейнерам, расположенным на территории р.п. Черлак, из представленной в материалы дела экспертизы следует, что повреждения контейнеров возникли в результате ненадлежащей эксплуатации в процессе разгрузки обслуживающей компанией, ИП Павликов А.В. представил Совету Черлакского городского поселения письменное обязательство о том, что им будут устранены все недостатки в рамках гарантийных требований по вышеуказанным муниципальным контрактам.

Оценив обстоятельства по делу, суд первой инстанции указал, что для достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

Суд первой инстанции критически оценил доводы административного истца в части того, что между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. ранее в 2022 году был заключен договор купли-продажи жилого помещения расположенного в р.п. Черлак Черлакского района Омской области, посчитав, что названный факт не свидетельствует о его взаимосвязи с заключенными муниципальными контрактами между сторонами, и о наличии какой-либо выгоды для сторон.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что Советом Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области соблюдены требования законодательства по вопросу рассмотрения заявления Павликова В.В. о досрочном прекращении его полномочий и по вопросу рассмотрения представления прокурора Черлакского района Омской области. Очередность рассмотрения данных вопросов на Совете не регламентирована, прокурор района принимал участие в заседании Совета городского поселения. Ответ на представление направлен прокурору Черлакского района в установленные законом сроки. На момент подачи настоящего административного искового заявления, полномочия главы Черлакского городского поселения Павликова В.В. были прекращены в связи с его отставкой по собственному желанию.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что определяя круг лиц, относящихся к близким родственникам, суд первой инстанции верно руководствовался положениями абзаца третьего статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. ИП Павликов Л.В., который приходится дядей Павликову В.В., не является последнему близким родственником.

В апелляционном определении указано, что действительно, вышеуказанные лица являются родственниками, и применение антикоррупционного законодательства к названной степени родства является допустимым.

Суд апелляционной инстанции поддерживая позицию суда первой инстанции указал, что муниципальные контракты были заключены через электронную торговую площадку «РТС-тендер» в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть без визуализации заказчиком и участниками аукциона друг друга (л.д. 142-151 том 2). Сведения о проведении закупок также отображены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. При указанной процедуре проект контракта, техническое задание и локально- сметные расчеты загружаются в базу данных электронной торговой площадки. После чего происходит процедура выставления на торги с указанием минимальной цены контракта. Исполнители имеют возможность ознакомиться с условиями выполнения и принимают решение об участии в торгах. Участники торгов ознакамливаются е документацией и предлагают свою цену исполнения контракта. Система автоматически выбирает участника торгов, предложившего наименьшую цену, и направляет контракт для подписания сторонами. Из протоколов рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 8 ноября 2021 года, 22 августа 2022 года, 30 ноября 2022 года, следует, что виден только порядковый номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки (л.д. 144- 151 том 2). Результатом рассмотрения явилось признание комиссией заявок соответствующим требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также суд апелляционной инстанции указал, что само по себе заключение вышеуказанных контрактов, во исполнение которых были подписаны акты выполненных работ, а также не ведение, по мнению прокурора, главой Черлакского городского поселения претензионной работы по ранее заключенному контракту от 10 июня 2019 года между ИП Павликовым А.В. и администрацией Черлакского муниципального района, не свидетельствуют о коррупционной составляющей в действиях Павликова В.В., равно как и его дяди. Оснований для признания незаконным решения Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 21 февраля 2023 года № 02 «О досрочном прекращении главы Черлакского городского поселения» не имеется.

Выводы судов являются ошибочными.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять па надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) липом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Исходя из положений статьи 1144 Гражданского кодекса РФ, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети) являются родственниками.

Судами установлено и Павликовым В.В. не отрицалось, что Павликов А.В. является полнородным братом его отца, то есть родным дядей. В решении суда первой инстанции (стр. 4) указано, что в судебном заседании Павликов В.В. пояснил, что «он не оспаривает родственные отношения с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В.». Указанное вопреки позиции судов свидетельствует о наличии между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. родственных, то есть близких отношений.

Постановлены при неправильном применении норм права выводы суда первой инстанции о возможности возникновения конфликта интересов только между близкими родственниками, поименованными в статье 14 Семейного кодекса РФ, поскольку названные выводы противоречит положениям статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой о наличии конфликта интересов свидетельствуют отношения не только близкого родства, но и свойства, а также имущественные, корпоративные или иные близкие отношения.

Суды ссылаясь на отсутствие близкого родства между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. необоснованно не учли тот факт, что между Павликовым В.В. и Павликовым А.В. имелись не только родственные, но и имущественные отношения, связанные с продажей Павликовым А.В. Павликову В.В. жилого дома по договору от 08.12.2022, предшествующему заключению Павликовым В.В. с Павликовым А.В. муниципального контракта от 12.12.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Согласно статьям 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Указанное лицо обязано направить в порядке, определенном нормативными правовыми актами, уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только ему станет об этом известно.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях повышения предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлена обязанность руководителя заказчика при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлены при неправильном применении норм материального права выводы судов о том, что заключение муниципальных контрактов главой Черлакского городского поселения Павликовым В.В. с индивидуальным предпринимателем Павликовым А.В. по результатам проведения электронных аукционов исключает конфликт интересов в действиях Павликова В.В., поскольку сама форма проведения торгов безусловно названные факты исключать не может.

Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, мер к предотвращению, урегулированию конфликта интересов является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий данного лица в связи с утратой доверия в силу прямого указания части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6 статьи И, пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Допущенные Павликовым В.В. нарушения отражены в представлении прокурора Черлакского района от 06.02.2023, внесенном в Совет Черлакского городского поселения.

Вопрос, связанный с рассмотрением вышеуказанного представления прокурора Черлакского района, внесен в повестку заседания Совета Черлакского городского поселения, состоявшегося 21.02.2023, однако решение по изложенным в представлении доводам о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Павликова В.В. в связи с утратой доверия Советом Черлакского городского поселения не принималось; при этом на заседании от 21.02.2023 Совет поселения досрочном прекратил полномочия Павликова В.В. в связи с его отставкой по собственному желанию по заявлению последнего, поступившему 16.02.2023, то есть уже после внесения представления прокурора Черлакского района.

Как обоснованно указывает прокурор своим бездействием, связанным с непринятием решения о досрочном прекращении полномочий Павликова В.В. в связи с утратой доверия, Совет Черлакского городского поселения освободил последнего от предусмотренной законом ответственности за непринятие мер к предотвращению (урегулированию) конфликта интересов, Совет Черлакского городского поселения не исполнил обязанность по противодействию коррупции в пределах своих полномочий, предусмотренную частью 4 статьи 5, а также пунктом 20 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральное законодательство, вопреки позиции судов не связывает возможность возникновения конфликта интересов в действиях должностного лица исключительно с незаконным предоставлением третьим лицам каких-либо выгод (преимуществ).

С учетом вышеуказанных обстоятельств, которые подтверждены материалами дела суд первой инстанции необоснованно отказал прокурору в удовлетворении иска, судом апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции не устранены.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

С учетом изложенного, принятые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам по спору является основанием для их отмены, поскольку все юридически значимые обстоятельства по спору судами установлены, суд кассационной инстанции не передавая спор на новое рассмотрение, отменяет судебные акты и принимает новое решение об удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Черлакского районного суда Омской области от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2023 года отменить.

Принять новое решение по делу, административное исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области Павликова Виктора Валерьевича в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.

Признать незаконным решение Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 21.02.2023 № 02 «О досрочном прекращении полномочий главы Черлакского городского поселения».

Считать Павликова Виктора Валерьевича, 12.05.1982 г.р. прекратившим досрочно полномочия главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области с 21.02.2023 в связи с утратой доверия за невыполнение обязанностей по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи