ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-2651/20 от 19.02.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-2651/2020

г. Москва 19 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кузьмичева С.И.,

судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

кассационную жалобу административного истца Кочубей Марины Алексеевны на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 сентября 2019 года по административному делу по административному иску Кочубей М.А. к Тульской таможне об оспаривании решения об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства (номер дела, присвоенный судом первой инстанции: № 2а-1449/2019).

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокина С.В., объяснения административного истца Кочубей М.А., представителя административного истца адвоката Алекперова Ш.М., поддержавших кассационную жалобу, возражения представителя административного ответчика Рыбакова К.И., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

административный истец Кочубей М.А., являясь участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Московского таможенного поста Тульской таможни от 19 апреля 2019 года об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства без уплаты таможенной пошлины.

Требования мотивированы тем, что 19 апреля 2019 года административным ответчиком отказано в выпуске в свободное обращение принадлежащего Кочубей М.А. транспортного средства JEEP Patriot, 2014 года выпуска, в то время как административный истец являясь лицом, переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании подпункта «б» пункта 6 Приложения № 3 к решению Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, имеет право на освобождение от уплаты таможенных пошлин за выпуск указанного автомобиля, так как свидетельство участника госпрограммы она получила до внесения изменений в законодательство.

Решением Октябрьского районного суда г. Рязани от 2 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 сентября 2019 года, в удовлетворении административного иска Кочубей М.А. отказано.

В кассационной жалобе Кочубей М.А. просит судебные акты районного суда и суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2019 года кассационная жалоба Кочубей М.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 19, пунктом 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637 участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: «выпуск товаров» это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; «таможенная пошлина» - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза; «таможенная процедура» - совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Согласно абзаца третьего подпункта «б» пункта 6 Перечня случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, являющегося приложением № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов: авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в действие с 4 сентября 2018 года, освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении авто- и мототранспортного средства и прицепа к авто- и мототранспортному средству, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза, предоставляется при соблюдении условий, определенных Комиссией.

При этом для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мототранспортное средство и прицеп к авто- и мототранспортному средству должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза.

Таким образом, из приведенных норм следует, что до 4 сентября 2018 года от уплаты таможенных платежей, в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, физическое лицо освобождалось, если в стране предыдущего проживания транспортное средство в течение не менее 6 месяцев находилось в собственности и было зарегистрировано на данное физическое лицо.

С 4 сентября 2018 года от уплаты таможенных платежей, в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, физическое лицо освобождалось, если в стране предыдущего проживания транспортное средство в течение не менее 12 месяцев находилось в собственности и было зарегистрировано на данное физическое лицо.

По делу установлено, что транспортное средство административного истца Кочубей М.А. JEEP Patriot, 2014 года выпуска было поставлено на регистрационный учет по прежнему месту жительства административного истца 3 января 2018 года.

Документ, подтверждающий признание истца переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию - свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом был получен Кочубей М.А. 19 июля 2018 года.

До 4 сентября 2018 года административный истец пассажирскую таможенную декларацию, с целью выпуска указанного транспортного средства в свободное обращение с освобождением от уплаты от таможенных пошлин, не подала.

Такая декларация была подана Кочубей М.А. таможенному органу 19 апреля 2019 года, который на основании пункта 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отказал в выпуске транспортного средства в свободное обращение без уплаты таможенной пошлины, поскольку в стране предыдущего проживания Кочубей М.А. данное транспортное средство было зарегистрировано за административным истцом в течение менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание Кочубей М.А. переселившейся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Разрешая административное дело, суды двух инстанций исходили из того, что несмотря на то, что Кочубей М.А. свидетельство участника госпрограммы получила до введения в действие Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», таможенный орган был не вправе применять вышеприведенное приложение № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 и освобождать Кочубей М.А. от уплаты таможенной пошлины в связи с тем, что транспортное средство было зарегистрировано за административным истцом в стране предыдущего проживания не менее шести месяцев, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

Таким образом, на момент регистрации таможенной декларации административным истцом 19 апреля 2019 года, действовал Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который и был применен таможенным органом.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о том, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, так как доводы жалобы основаны на неверном толковании закона.

Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Кочубей Марины Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи