ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-26659/20 от 16.12.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-26659/2020

г. Москва 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 марта 2020 г. (дело № 2а-200/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г. (дело № 33а -2883/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» в удовлетворении требований к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности исключить из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» - ФИО1, представителя Минюста России ФИО2, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. №1570-р Некоммерческая организация Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Некоммерческая организация Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» (далее – некоммерческая организация, Фонд) обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании вышеуказанного распоряжения незаконным, его отмене, возложении обязанности исключить из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия распоряжения не имелось, некоммерческая организация политической деятельностью не занималась, выводы акта проверки об осуществлении политической деятельности являются необоснованными и противоречат выводам акта проверки от 28 декабря 2017 г. Деятельность организации непосредственно связана с такими общественно значимыми целями, как социальная поддержка и защита граждан, пропаганда здорового образа жизни, благотворительная деятельность.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 марта 2020 г. в удовлетворении административного иска Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 марта 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 ноября 2020 г., Некоммерческая организация Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств, указывая, что административный ответчик не имел оснований для включения организации в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента и не доказал обоснованность данного решения в судебном порядке.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного акта в кассационном порядке.

Основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке послужило то обстоятельство, что суд, разрешая административный иск Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис», в мотивировочной части решения привел доказательства и основания принятого решения, не относящиеся к предмету спора, не выяснил обстоятельств принятия оспариваемого распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. №1570-р.

Разрешая настоящий спор по сущесвту, суд апелляционной инстанций, не усмотрел законных оснований для удовлетворения заявленных некоммеречской организацией требований, поскольку исходил из того, что оспариваемое распоряжение Минюста России от 13 декабря 2019 г. основано на законе, так как организация получала финансовую поддержку от иностранных источников и причастна к осуществлению политической деятельности.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в результате внеплановой документарной проверки некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис», проведенной на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 22 октября 2019 г. №27-12-2019/11193, распоряжения Управления от 30 октября 2019 г. №241-р, в период с 5 ноября 2019 г. по 2 декабря 2019 г., Управлением Минюста России по Республике Ингушетия установлены факты финансирования некоммерческой организации из иностранных источников, а также участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Так, из акта проверки от 2 декабря 2019 г. следует, что некоммерческая организация в период с 2016 по 2018 годы получила денежные средства от иностранных источников: за 2016 год –9 241 000 руб.; 2017 год –7486000 руб.; 2018 год –8920000 руб. В проверяемом периоде организация осуществляла деятельность, в том числе политическую, расходуя полученные от вышеуказанных источников средства.

Согласно информации, представленной прокуратурой Республики Ингушетия, при реализации административным истцом проекта «Вместе!» в молодежной среде проводится сбор, мониторинг данных о политике Российской Федерации на Северном Кавказе, осуществляется поиск лидеров среди молодежи, формируются принципы поведения, основанные на противопоставлении общепринятым в Российской Федерации моделям. Проводимые опросы ориентируют на создание у молодежи определённых общественно-политических взглядов и убеждений, способных оказать влияние на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Программа реализуется и координируется Министерством иностранных дел и Министерством обороны Великобритании, построена на научной платформе в области социологии и психологии и призвана «стимулировать диалог между властными структурами, силовыми ведомствами и молодежью при активном участии духовенства различных конфессий».

В ходе реализации программы издаются учебные пособия и сборники, в которых сравниваются органы государственной власти Российской Федерации и иностранных государств, предлагается сравнивать уровень жизни, качества образования, работу правоохранительных органов и т.д. Проводятся исследования и социологические опросы с целью выявления причин, способствующих распространению идеологии экстремизма и радикализма.

Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.

В реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сведения о Фонде отсутствуют.

Данные обстоятельства послужили основанием для включения Минюстом России некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется, в том числе в следующих формах:

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований.

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 7 статьи 32 указанного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Судебная коллегия полагает, что Минюстом России представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов акта проверки от 2 декабря 2019 г. и право на принятие оспариваемого распоряжения.

Выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административного иска Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» являются законными и обоснованными, поскольку Фонд осуществлял политическую деятельность, которая выразилась в распространении мнений с использованием, в том числе иностранной литературы о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; в формировании общественно-политических взглядов и убеждений, путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований. При этом установлено, что деятельность административного истца финансируется из иностранных источников, что подтверждено материалами дела.

Выводы суда апелляционной инстанции не вступают в противоречие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 10-П, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении приведенных норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене апелляционного определения.

Ссылка в кассационной жалобе на акт проверки от 28 декабря 2017 г., которым не установлено наличие признаков деятельности Фонда в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, основанием к отмене состоявшегося судебного акта служить не может, поскольку данные обстоятельства не являлись предметом оценки Минюста России при принятии оспариваемого распоряжения.

Доводы кассационной жалобы о том, на организацию незаконно возложены обязанности, предусмотренные для организаций - иностранных агентов, основанием к отмене судебного постановления являться не могут, поскольку, поскольку у административного ответчика имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении Фондом деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Судебная коллегия не усматривает оснований для проверки законности решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 марта 2020 г. поскольку оно отменено апелляционным определением от 22 июля 2020 г.

Оснований влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческой организации Фонд «Общественный фонд социального развития «Генезис» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2020 г.

Председательствующий

Судьи