ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-27136/20 от 23.12.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело 88а-27136/2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 23 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Агафоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прялкина Дениса Андреевича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 01 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Прялкина Дениса Андреевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 об оспаривании постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва ( дело 2а- 3112/2020),

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Прялкин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №9, в котором просил обязать административного ответчика отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Смоленского городского совета шестого созыва Прялкина Д.А., выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Смоленской области всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу при проведении выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу . Просил обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа зарегистрировать его кандидатом в депутаты Смоленского городского совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска Прялкина Д.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в Ленинский районный суд г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, не соответствия выводов суда обстоятельствам дела, не применении норм права подлежащих применению. Указывает, что судами не были приняты во внимание его объяснения относительно того, что в подписных листах все данные об избирателях указаны корректно. Их несоответствие сведениям, представленным органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, вызвано неправильным прочтением членами рабочей группы сведений, написанных собственноручно. Ссылается на необходимость привлечения к проверке подписных листов экспертов-почерковедов из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России. Полагает, что суду следовало привлечь для дачи консультации специалиста-почерковеда, разъяснить лицам, участвующим в деле, возможность назначения почерковедческой экспертизы по делу, вызвать в суд в качестве свидетелей по делу избирателей, подписи которых были признаны административным ответчиком недостоверными, для дачи ими показания.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Согласно статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Аналогичные положения отражены в статье 15.4 Закона Смоленской области № 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области» (далее – Закон Смоленской области № 41-з).

Согласно пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пп. «ж» п. 9 ст. 19 Закона Смоленской области № 41-з недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Подпунктом «к» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для признания подписей избирателей недействительными является их сбор с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, решением Смоленского городского Совета от 23 июня 2020 года № 1027 «О назначении выборов депутатов Смоленского городского Совета VI созыва» назначены выборы депутатов Смоленского городского Совета VI созыва на 13 сентября 2020 года.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 от 26 июня 2010 года № 2/9 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 9 на выборах депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва» установлено число подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты в количестве 69 подписей. Количество представляемых для регистрации подписей может превышать указанное количество, но не более чем на 6 подписей.

Избирательным объединением «Региональное отделение в Смоленской области Всероссийской партии «ПАРТИЯ РОСТА» был выдвинут кандидат на выборы депутатов Смоленского городского Совета VI созыва по одномандатному избирательному округу Прялкин Д.А.

ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Смоленского городского Совета VI созыва по одномандатному избирательному округу Прялкиным Д.А. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа поданы документы, необходимые для выдвижения кандидата избирательным объединением, ДД.ММ.ГГГГ – документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Смоленского городского Совета VI созыва, в том числе подписные листы, содержащие 75 подписей избирателей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание рабочей группы по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей при проведении выборов депутатов Смоленского городского Совета VI созыва по одномандатному избирательному округу .

В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Смоленского городского Совета VI созыва Прялкина Д.А. отражено признание недостоверными (недействительными) 9 из 75 подписей избирателей (что составило 12%) по следующим основаниям:

- подпись избирателя собрана с нарушением требований, предусмотренных п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (пп. «к» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) – 1 подпись;

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) – 8 подписей.

Папка

- лист , строка – подпись избирателя собрана с нарушением требований, предусмотренных п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ (пп. «к» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – избиратель проживает по другому избирательному округу;

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – сведения о месте жительства избирателя не соответствуют данным МВД России (не указан корпус дома, в котором проживает избиратель);

- лист , строка в листе – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – паспортные данные избирателя не соответствуют данным МВД России (неверно указана серия паспорта, вместо «006212» указано «00212»);

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ); подпись избирателя с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – ошибка в указании фамилии избирателя, неоговоренные исправления (указана фамилия избирателя «Беспанов» вместо «Бакланов»; неоговоренные исправления в указании фамилии избирателя);

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – ошибка в указании фамилии, отчества и паспортных данных избирателя (указана фамилия избирателя «Топчипайс» вместо «Толчинский» и отчество избирателя «Ионович» вместо «Юрьевич», серия и номер паспорта вместо «6606 241501» указано «6606 241561»);

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона ФЗ) – год рождения избирателя не совпадает с данными МВД России (указан год рождения избирателя «1959» вместо «1957»);

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – адрес места жительства избирателя указан: «<адрес>», что не совпадает с данными МВД России «<адрес>, <адрес>, <адрес>»;

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – адрес места жительства избирателя указан: ««<адрес>», что не совпадает с данными МВД России «<адрес>»;

- лист , строка – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (наличие официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) – паспортные данные избирателя не соответствуют данным МВД России (серия паспорта вместо «013652» указано «0136520»).

ДД.ММ.ГГГГ Прялкин Д.А. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного округа с заявлением о проведении повторной проверки подписных листов с подписями избирателей.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в проведении окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа повторной проверки подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Прялкину Д.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Смоленского городского Совета VI созыва на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пп. «ж» п. 9 ст. 19 Закона Смоленской области от 3 июля 2003 года № 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области».

Отказывая в удовлетворении требований суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Смоленской области от 03 июля 2003 года № 41-з « О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области » пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции), об отсутствии оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии от 07 августа 2020 года № 22/40. При этом суд исходил из того, что у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 имелись основания для отказа в регистрации заявителя в качестве кандидата Смоленского городского Совета VI созыва по одномандатному избирательному округу № 9, поскольку в представленных кандидатом подписных листах содержалось 75 подписей, однако из их числа выявлено 12% недостоверных (недействительных) подписей избирателей, что в силу пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

В силу пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата установлены в подпункте пп. «ж» п. 9 ст. 19 Закона Смоленской области № 41-з.

Установив, что Прялкиным Д.А. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности принятого окружной избирательной комиссией решения.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно дана оценка доказательствам по делу, судами не исследованы доводы административного истца, основанием к отмене решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что это привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 КАС РФ); правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.

Доводы кассационной жалобы об обратном сводятся, по сути, к переоценке и иному толкованию доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им на основании исследованных доказательств фактических обстоятельствах, в то время как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных решений.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда и апелляционного определения по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 01 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прялкина Дениса Андреевича без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: