ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-27210/2023
г. Москва 18 октября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.,
судей Жудова Н. В., Репиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 26 июня 2023 года, вынесенные по административному делу № 2а-242/2023 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области о признании незаконным бездействия по перерасчету налога на имущество физических лиц и земельного налога, применении льгот,
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения ФИО1, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о перерасчете налога на имущество физических лиц и земельного налога, начиная с 2016 года, применении льгот.
Требования мотивированы тем, что имущество, которое согласно сведениям портала Госуслуг зарегистрировано на административного истца, не существует, не принадлежит ему с 2018 года. Гаражи с кадастровыми номерами № расположенные в ГСК «<данные изъяты>» объединены в одно строение - иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Б, дата возникновения права – 13 декабря 2016 г. Однако до настоящего времени налоги за указанные гаражи ему начисляются. Земельные участки также объединены в один земельный участок в 2019 году новым собственником ФИО5 На основании решения Преображенского районного суда г. Москвы от 19 июля 2018 г. все земельные участки и строение с кадастровым номером № переданы в собственность его супруге ФИО5 Он обращался в налоговый орган с просьбой о перерасчете земельного налога и налога на имущество физических лиц, однако налоговый орган перерасчет налогов не произвел.
При рассмотрении дела административный истец требования уточнил, указав, что имеет право на льготу на недвижимое имущество, земельный участок с 2016 года. Однако, поскольку налоговый орган считал, что указанный гараж является иным строением, он не мог воспользоваться своим правом на применение льгот. Считает незаконными действия налогового органа по начислению налога на гараж как на иное строение. Не согласен с распределением сумм переплаты, полагая, что произведенные им переплаты необходимо направить в счет уплаты страховых взносов за предыдущие периоды.
В ходе рассмотрения дела произведена замена административного ответчика ИФНС России по г. Тамбову на правопреемника Управление федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Решением Советского районного суда города Тамбова от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 26 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 сентября 2023 года, заявитель ФИО1 просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств. Также ссылается на то, что судами не были рассмотрены административные исковые требования, а также не был привлечен к участию в деле Пенсионный фонд России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимым имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По делу установлено, что согласно налоговым уведомлениям № от 12.10.2017, № от 30.08.2018, № от 22.08.2019, № от 28.09.2020, № от 01.09.2021, № от 01.09.2022. за 2016-2021 г.г. на объекты недвижимости ФИО1 начислены земельный налог и налог на имущество физических лиц в соответствии имеющимися в Государственном реестре недвижимости сведениями.
Согласно выписке из ЕГРН за административным истцом в спорные периоды, в числе прочих, зарегистрированы объекты недвижимости: здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>Б; площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: нежилое.
Указанное здание образовано в результате объединения объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и поставлено на государственный кадастровый учет 25.08.2016 на основании технического плана здания от 25.08.2016.
Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости налоговым органом исчислялся налог на имущество, как на иные строения, помещения и сооружения с применением налоговой ставки 0,5%.
Также административному истцу принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, которые относятся к категории земли населенных пунктов, предоставлены для размещения гаражей, автостоянок.
На указанных земельных участках с кадастровыми номерами № расположено здание с кадастровым номером №.
На основании обращений административного истца, налоговым органом сведения о разрешенном использовании объекта недвижимости были приведены в соответствие, вид изменен на «гаражи», и произведен перерасчет налога на имущество физических лиц с изменением налоговой ставки. Из представленного расчета налога на имущество физических лиц за 2016 по 2021 г.г. следует, что с учетом поступивших в налоговый орган уточненных сведений из органов Росреестра о виде объектам капитального строительства, сведения приведены в соответствие виду объектов - гаражи с применением налоговой ставки 0,1 %.
Кроме того, истцу предоставлена льгота в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении гаража с кадастровым номером №, а также квартиры с кадастровым номером №. Предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты необлагаемых 600 квадратных метров по земельному налогу в 2017, 2020, 2021 году на земельный участок №; в 2018, 2019 году на земельный участок с номером №.
Из ответов ИФНС России по г. Тамбову от 29.12.2021, от 18.03.2022 на обращение ФИО1 по вопросу перерасчета налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год, следует, что сведения об отчуждении земельных участков и объектов недвижимости с кадастровым номером из Управления Росреестра по Тамбовской области в базу данных ИФНС России по г. Тамбову не поступали.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суды, указали, что в соответствии с выпиской из ЕГРН объекты недвижимости в спорный период зарегистрированы на праве собственности за ФИО1, в связи с чем он обязан уплачивать установленные в соответствии с действующим законодательством налоги на данные объекты недвижимости. Налоговым органом произведен перерасчет налогов, применены льготы в отношении объектов недвижимости.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Из сведений ОПФР по Тамбовской области следует, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности 3 группы с 30.10.2000 в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» в размере 15 282, 34 рублей, а также ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (3 группа)» с 01.08.2014 в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в размере 2 532,98 рублей в ОПФР по Тамбовской области.
Согласно представленным материалам, административному истцу предоставлена льгота в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц:
за 2017 год по гаражу с кадастровым номером №, в сумме <данные изъяты> руб.;
за 2018 год по гаражу с кадастровым номером №, в сумме <данные изъяты> руб.;
за 2019 год по гаражу с кадастровым номером №, в сумме <данные изъяты> руб.;
за 2020 год по гаражу с кадастровым номером №, в сумме <данные изъяты> руб.;
за 2021 год по гаражу с кадастровым номером №, в сумме <данные изъяты> руб.;
за 2021 год по квартире с кадастровым номером №.
Налоговый вычет в виде необлагаемых 600 квадратных метров применен в отношении земельных участков:
- за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером № уменьшен налог на <данные изъяты> руб.;
- за 2018 год по земельному участку с кадастровым номером № уменьшен налог на <данные изъяты> руб.;
- за 2019 год по земельному участку с кадастровым номером № и по земельному участку № уменьшен налог на <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.;
- за 2020 год по земельному участку с кадастровым номером № уменьшен налог на <данные изъяты> руб.;
- за 2021 год по земельному участку с кадастровым номером № уменьшен налог на <данные изъяты> руб.
Отклоняя доводы административного истца о незаконном бездействии налогового органа, суды правомерно указали, что налоговым органом применена налоговая льгота на спорные объекты, а также снижена налоговая ставка в результате изменения вида объекта собственности, налог за указанный период уменьшен на <данные изъяты> рублей, в настоящее время задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу у ФИО1 отсутствует.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что налогоплательщик имеет право перенаправить излишне уплаченные суммы в счет иных платежей, в том числе в счет задолженности по пени по уплате страховых взносов ОПС, основанием к отмене судебных актов являться не могут, поскольку вопрос зачета излишне уплаченных сумм налога регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик не лишен права и возможности обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо об ее возврате в порядке, предусмотренном названной статьей.
Оснований полагать, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального или процессуального прав, которые привели к принятию незаконных решений, не усматривается.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 26 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 20 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи