ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-2771/2021
г. Кемерово 17 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В., Зиновьевой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щербаковой Веры Федоровны на решение Центрального районного суда города Кемерово от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 октября 2020 г. по административному делу № 2а-2486/2020 по административному исковому заявлению Щербаковой Веры Федоровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа № 01-09-02/02575 от 25 февраля 2020 г., возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области - Кузбассу.
Заслушав доклад судьи Конаревой И.А., объяснения участвовавшего в судебном заседании представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Кемеровской области-Кузбассу) Леневой О.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щербакова Вера Федоровна обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее -Управление Росреестра) о признании ответа № от 25 февраля 2020 г. незаконным и необоснованным; обязании Управления Росреестра внести изменения в незаконно установленную кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером: № в период с 15 ноября 2017 г. по 3 августа 2018 г. с 101 071 262,16 руб. на 202 392,56 руб.
В обоснование заявленных требований указала, 17 ноября 2016 г. на государственный кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с разрешенным использованием в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-н «ведение данного хозяйства», кадастровой стоимостью 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно. Образованные земельные участки имели на дату 29 декабря 2016 г. и до 15 ноября 2017 г. статус «временных». При регистрации права на данные земельные участки 15 ноября 2017 г. и определения кадастровой стоимости за основу была взята, по какой то причине, сумма в размере 102 220 360 руб., то есть сумма не имеющая к тому моменту постановки их на кадастровый учет ни какого отношения к исходному земельному участку из которого они образованы, поскольку кадастровая стоимость исходного земельного участка на момент присвоения спорным земельным участкам статуса «учтенный» составляла 204 693, 60 руб. В результате неправомерных действий Управления Росреестра налоговый орган сформировал на административного истца сумму земельного налога в размере 356 615 руб. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, при присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами: №, №, статуса «учтенный» и постановке их на кадастровый учет специалисту Управления Россреестра необходимо было применять кадастровую стоимость исходного земельного участка существующую на тот момент, а именно 204 693, 60 руб.
Решением Центрального районного суда города Кемерово от 27 июля 2020 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 октября 2020 г., решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово от 27 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 октября 2020 г. и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований административного истца. В обоснование кассационной жалобы административный истец указывает, что при вынесении судебного постановления судом апелляционной инстанции существенно нарушены нормы процессуального права, поскольку суд не принял во внимание обстоятельства имеющие значение для административного дела, неправильно применил нормы материального права посредством неприменения закона, подлежащего применению, а именно нормы Земельного кодекса Российской Федерации и применении нормативного акта не подлежащего применению, а именно методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222.
На кассационную жалобу Управлением Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 11 февраля 2020 г. Щербаковой В.Ф. в адрес Управления Росреестра было направленно заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных, участков с кадастровыми номерами №, №.
25 февраля 2020 г. на данное заявление в адрес заявителя Управлением направлен ответ, в котором разъяснено следующее: земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 12.02.2013 с разрешенным использованием «сельскохозяйственное производство» с площадью 116000 к.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость данного земельного участка на дату поставки на государственный кадастровый учет была определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка от 12.08.2006 № 222 на основании определенного в результате работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2012 № 565 (далее - Постановление № 565) удельного показателя кадастровой стоимости для 1-й группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для Топкинского муниципального района в размере 1,7646 руб./кв.м, и составила 204 693,60 руб.
30 августа 2016 г. по заявлению Щербаковой В.Ф. от 29.08.2016 № в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением администрации Топкинского сельского поселения от 25.07.2016 № 67-п. Установленное разрешенное использование - «ведение дачного хозяйства». В этой связи кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области о 26.11.2010 № 517 для дачных объединений Кемеровской области в размере 881,21 руб./кв.м, и составила 102 220 360 руб.
17.11.2016 по заявлению кадастрового инженера ФИО1 от 07.11.2016 № на государственный кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Разрешенное использование земельных участков было установлено постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-п - «ведение дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельных участков составила 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно.
29 декабря 2016 г. по заявлению Щербаковой В.Ф. от 27.12.2016 № в ГКН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 08.12.2016 № 143-п. Установленное разрешенное использование - «сельскохозяйственное использование». Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным Постановлением № 565 в размере 1,7646 руб./кв.м., которая вновь составила 204 693,60 руб.
30 августа 2018 г. по заявлению № от 31.07.2018 в ЕГРН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с декларацией об объекте недвижимости, представленной представителем правообладателя. Установленное разрешенное использование - «для сельскохозяйственного использования». Кадастровая стоимость определена в соответствии с пунктом 2.3.1 методических указаний и составила 202392,56 рублей. Отмечено, что изменение статуса объекта недвижимости с временного на учтенный не является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «архивный», снят с государственного кадастрового учета 16.11.2017 в связи с прекращением права собственности на него и регистрацией прав на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требования, пришел к выводу, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 101071262,16 руб. были внесены в полном соответствии с действующим на момент внесения сведений законодательством, оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон №218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным- федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктами 11 и 13. Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 №316 разработаны соответствующие методические указания.
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка до 01.03.2019 осуществлялось в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее- Методическое указания).
Согласно пункту 1.2 Методические указания применялись для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определялась путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка (пункт 2.3.1 Методических указаний).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или плане обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, исходя из того, что спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № и поставлен на кадастровый учет 17.11.2016 с тем же видом разрешенного использования, который имел исходный земельный участок - «ведение дачного хозяйства», в том числе в соответствии с постановлением администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98, кадастровая стоимость рассчитана уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером № в момент регистрации права собственности на земельный участок 15.11.2017 разрешенное использование земельного участка изменено не было, суды пришли в правильному выводу о том, что основания для определения иной кадастровой стоимости спорного земельного участка у административного ответчика отсутствовали.
Доводы подателя жалобы о том, что при регистрации права на земельные участки 15 ноября 2017 г. административным ответчиком неверно была определена кадастровая стоимость данных земельных участков не соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, поскольку кадастровая стоимость земельных участков определена на момент их постановки на кадастровый учет 17.11.2016 с разрешенным видом использования - «ведение дачного хозяйства».
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет с тем же видом разрешенного использования, который имел исходный земельный участок - «ведение дачного хозяйства», что соответствует требованиям части 2 статьи 11.2 и части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельных участков верно рассчитана при их постановке на государственный кадастровый учет исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером №.
Изменение статуса объекта недвижимости с временного на учтенный не является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы об обратном выражают несогласие административного истца с выводами судов двух инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств, представленных суду и несогласие с выводами судебной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Вопреки доводам подателя жалобы, при вынесении судебных постановлений судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела на основании представленных доказательств, выводы судов подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы нижестоящих судом не опровергают, повторяют позицию административного истца изложенную в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, о нарушении судом норм процессуального и материального права не свидетельствуют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Щербаковой Веры Федоровны удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово от 27 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи