ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88А-28385/2020 город Москва 23 декабря 2020 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Склярука С.А., судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда кассационную жалобу административного истца ФИО1 (направлена почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом – ДД.ММ.ГГГГ) на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 июля 2019 года, вынесенные по административному делу № по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и жилищной комиссии администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании постановления незаконным. Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании постановления Главы администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№, решения жилищной комиссии об исключении ФИО1 и членов ее семьи из программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы, незаконными. В обоснование заявленных требований указывалось, что на основании постановления Главы Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ, после обращения в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, ФИО1 была включена в предварительный список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года». Позже, ФИО1 была включена в областную государственную программу «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы, в которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стояла в очереди под №. Письмом администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу было сообщено об исключении из указанной программы на основании постановления администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№, приложенным к письму уведомлением также отказано в выдаче свидетельства молодой семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2020 годы. Основанием для вынесенных решений явился факт регистрации ФИО1 г. Смоленске. Административный истец полагала оспариваемые решения незаконными, ссылаясь на то, что у нее не имеется жилого помещения для проживания на территории Российской Федерации. Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 июля 2019 года, ФИО1 отказано в удовлетворении административных исковых требований. В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 июля 2019 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального закона. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствии. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим. В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ). При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было. Так, в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона Смоленской области от 13 марта 2006 года № 6-з «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства. Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Как установлено судами при рассмотрении административного дела и подтверждается его материалами, постановлением Главы Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№-а, ФИО1 и ее дочь ФИО5 приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Смоленской области от 26 марта 2014 года № 213 утвержден Порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей, который устанавливает на территории Смоленской области порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - социальные выплаты) и предоставления дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - дополнительные социальные выплаты) в рамках областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014 - 2020 годы. Участником Программы, в частности, может быть молодая семья, которая признана нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей, признанные Администрациями муниципальных образований сельских поселений Смоленского района Смоленской области по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным Программой; непредставление или предоставление не в полном объеме документов для участия в программе; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного капитала). Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение срока предоставления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или предоставление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (Жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств. Постановлением администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 25 апреля 2018 года № 517 название «долгосрочная районная целевая программа «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы заменено на «муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 - 2025 годы», целью которой является государственная поддержка молодых семей, проживающих на территории Смоленского района и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы. Судами установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с малолетним сыном включены в состав участников указанной районной целевой программы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 состояла под № в списке молодых семей - участников областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением второго ребенка ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о включении в программу «Обеспечение молодых семей жильем» на 2014-2025 годы дополнительного члена семьи - ФИО6 При рассмотрении её заявления органом местного самоуправления установлено, что ФИО1 и члены её семьи места жительства на территории Смоленского района Смоленской области не имеют, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до включения в указанную районную целевую программу, она зарегистрирована по месту жительства в г. Смоленске. В связи с указанным обстоятельством административный истец постановлением администрации Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с переменой места жительства. В рамках настоящего административного дела данное решение органа местного самоуправления административным истцом не оспорено, и сведения об оспаривании этого решения административным истцом, путем обращения с отдельными требованиями в суд, в материалах дела отсутствуют. Постановлением администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№ молодая семья ФИО1 исключена из состава участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы и из списка молодых семей - участников муниципальной программы, при этом в протоколе № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, не имеет постоянной регистрации на территории муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в то время как предоставление социальных выплат осуществляется путем предоставления из бюджета Смоленской области субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области на предоставление социальных выплат молодым семьям, приживающим на территории муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено письмо об исключении из Программы на основании вышеуказанного постановления с уведомлением об отказе в выдаче свидетельства молодой семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы. Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела было установлено, что ФИО1 не проживает и на момент принятия оспариваемых решений не проживала на территории Новосельского сельского поселения Смоленского района, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном поселении не состоит. Установив указанные обстоятельства и приняв во внимание, что целью названной муниципальной программы является обеспечение поддержки молодым семьям, проживающим на территории Смоленского района Смоленской области и признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 утратила право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Смоленском районе Смоленской области в связи с выездом в иное муниципальное образование, в связи с чем была обоснованно снята с учета и исключена из числа участников муниципальной программы, соответственно оснований для признания оспариваемого административным истцом постановления незаконным не имеется. С этими выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда. Данные выводы судов нижестоящих судебных инстанций являются верными, так как оснвоаны на установленных по административному делу обстоятельствах, и правильном применении указанных норм материального права, в том числе приведенных норм жилищного законодательства. Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении. Доводы, приведенные в кассационной жалобе фактически тождественны доводам административного истца при её обращении с административным иском и при апелляционном обжаловании принятого по делу решения. Этим доводам судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: решение Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 31 декабря 2020 года. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Председательствующий Судьи |