ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-2847/2020
г. Кемерово 19 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Зиновьевой К.В., Недорезова Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поступившую 24 декабря 2019 года, на решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2019 года
по административному делу № 2а-56/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пене.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Новосибирской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик в течение ДД.ММ.ГГГГ владел на праве собственности транспортным средством <данные изъяты> с регистрационным номером №, следовательно, является плательщиком транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. В установленный статьей 52 Налогового кодекса Российской Федераций (далее – НК РФ) срок ФИО1 было направлено налоговое уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика. В установленный статьей 363 НК РФ срок налогоплательщик ФИО1 транспортный налог не уплатил.
Истцом в порядке статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени в сумме <данные изъяты> руб. и через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пени. Налогоплательщик ФИО1 в установленный срок – ДД.ММ.ГГГГ не исполнил вышеуказанные требования.
Решением Венгеровского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2019 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, просит прекратить производство по делу. Указывает, что с заявлением для получения доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика» ФИО1 не обращался, названным ресурсом не пользовался, в связи, с чем направление Инспекцией в его адрес через личный кабинет налогоплательщика налогового уведомления с исчисленной к уплате сумме налога, а также требования об их уплате не влечет возникновения у административного ответчика обязанности по уплате данных налогов.
Относительно кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в налоговый период – ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям ГИБДД, за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя <данные изъяты>.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес ФИО1 через личный кабинет ДД.ММ.ГГГГ, рассчитан транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ на указанный автомобиль в размере <данные изъяты> руб., указан срок уплаты налога – не позднее 1 декабря 2017 года.
Административным истцом ФИО1 через личный кабинет направлено требование № 16622 по состоянию на 14 декабря 2017 года об уплате транспортного налога с физического лица в сумме 6 000 руб., пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по данному налогу в сумме <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени недоимка не погашена.
Мировым судьей 2-го судебного участка Венгеровского судебного района г.Новосибирска 16 июля 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика ФИО1 суммы задолженности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. Данный судебный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи в связи с поступившими возражениями ответчика.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административным истцом представлены доказательства, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, имеются основания для взыскания с ФИО1 задолженности по начисленной пени.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции. Судебная коллегия указала, что факт наличия задолженности административного истца по уплате налога и финансовых санкций нашел свое подтверждение. При этом, ФИО1 доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении налоговых обязательств, не представлено, иной расчет не произведен.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности – налога на имущество, транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определения от 8 апреля 2010 года № 468-О-О, от 26 ноября 2018 года № 3059-О).
В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 3 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ (действовал в период возникновения спорных правоотношений) в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком; документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 107.
Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее – Заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (пункт 9 Порядка).
В силу пунктов 10, 14, 15, 16 Порядка для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее – Регистрационная карта) по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее – первичный пароль).
Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика.
При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль.
Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется.
Удовлетворяя заявленные требования и отклоняя возражения налогоплательщика, отрицающего факт подачи заявления на получение доступа к интернет – сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что факт направления ФИО1 налоговых уведомлений и требования об уплате налогов в электронной форме подтверждается сведениями из электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы; доказательств, опровергающих установленный судом факт, материалы дела не содержат, не представлены такие доказательства административным ответчиком.
Между тем, в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность доказывания факта надлежащего направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений с исчисленными к уплате сумме транспортного налога и за спорный период возлагается на налоговый орган.
В нарушение приведенных выше положений действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций, неверно распределив бремя доказывания, пришли к выводу о том, что административным ответчиком подлежит доказыванию факт того, что заявление о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика» ФИО1 не подавалось, а также, что названным ресурсом налогоплательщик не пользовался.
При этом суды посчитали доказанным обратное исходя из сведений электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы, который является внутренним электронным ресурсом налогового органа, в связи с чем в силу действующего законодательства сам по себе, в отсутствие иных доказательств, не является бесспорным доказательством, однозначно и непротиворечиво подтверждающим соответствующие обстоятельства, в том числе – при отсутствии самого заявления налогоплательщика о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика», о невозможности представления которого заявлено представителями Инспекции в ходе судебного разбирательства по делу.
Не смотря на указанные обстоятельства и последовательную, однозначную правовую позицию административного ответчика, судами был принят во внимание ответ на запрос Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области, в котором указано об отсутствии возможности представить заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика, с указанием причины – в связи с его уничтожением (л.д. <данные изъяты>). Однако, указанным доводам административным истцом не представлено надлежащих доказательств.
Также судами не принято во внимание, что в силу пункта 18 Порядка налогоплательщик вправе самостоятельно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика без обращения в налоговые органы в следующих случаях:
1) при наличии у налогоплательщика усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты), а также технических средств и программного обеспечения, которые соответствуют условиям, указанным в разделе "Информация о подключении к сервису "Личный кабинет налогоплательщика" с использованием ЭП/УЭК" официального сайта Федеральной налоговой службы;
2) при наличии подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:
а) путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) с использованием кода активации в ЕСИА. Получение кода активации осуществляется физическим лицом самостоятельно без возможности представления его интересов третьим лицам в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) (подпункт «з» раздела VI Положения о ЕСИА).
В случаях, указанных в настоящем пункте, Регистрационная карта формируется автоматически.
Однако соответствующие обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций в круг обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, не включены и не исследованы.
При таких обстоятельствах, поскольку полномочиями по установлению обстоятельств, оценке доказательств и разрешению вопросов факта кассационный суд не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть приведенные выше положения действующего законодательства, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, правильно распределив бремя доказывания между сторонами и предложив им при необходимости представить соответствующие дополнительные доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений, и, оценив имеющиеся в
деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Необходимо также дать оценку обстоятельствам обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, из содержания которого следует направление налогоплательщику налогового уведомления и требования посредством почтовых отправлений, а не путём размещения в личном кабинете налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что при разрешении требований судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда обстоятельствам дела не соответствуют, что является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2019 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: