ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-29516/2021 от 17.12.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-29516/2021

17 декабря 2021 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,

судей Жудова Н.В., Зюлина М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Коврова Владимирской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 5 октября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции 2а-297/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (в лице территориального отдела в городе Ковров, Ковровском и Камешковском районах) к администрации города Коврова Владимирской области об обязании организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В., объяснения представителя администрации Овчинниковой Л.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия

установила:

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (в лице территориального отдела в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнив который просило обязать администрацию г. Коврова организовать место накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, Правилами благоустройства территории муниципального образования город Ковров, утвержденными решением Совета народных депутатов г. Коврова от 26.07.2017 №162, на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от жилых домов по улице Урожайная в городе Коврове в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В случае невозможности организовать место накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями указанных СанПиН и Правил благоустройства обязать администрацию г. Коврова принять участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, источником образования которых являются физические лица, проживающие на улице Урожайная в г. Коврове, а именно: организовать сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 бестарным методом.

В обоснование заявленных требований указано, что в территориальный отдел Роспотребнадзора по г. Коврову, Ковровскому и Камешковскому районам поступило обращение гражданина об отсутствии контейнерной площадки для сбора мусора по улице Урожайная д.39 г. Коврова. Согласно информации администрации г. Коврова, ближайшая контейнерная площадка находится в 213 метрах на улице Сосновая у дома 41, что является нарушением санитарных правил.

Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 25 июня 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что плотность застройки на улице Урожайная г. Коврова такова, что при любом размещении контейнерной площадки она окажется вне пределов расстояний, предусмотренных пунктом 4 СанПин 2.1.3684-21, в условиях точечной застройки соблюдение таких требований затруднительно. В отношении требований административного истца об организации сбора и удаления твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 бестарным методом указал, что Правилами благоустройства территории МО город Ковров предусмотрен только тарный способ вывоза ТКО, в связи с чем незаконного бездействия в действиях административного ответчика не усмотрел.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 5 октября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение. Постановлено признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов на улице Урожайной в городе Коврове Владимирской области в соответствии с санитарными нормами и правилами и обязать администрацию муниципального образования город Ковров Владимирской области организовать сбор, накопление и удаление твердых коммунальных отходов на улице Урожайной в городе Коврове Владимирской области в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на администрацию г.Коврова в силу законодательства возложена обязанность по оборудованию и надлежащему содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, которая надлежащим образом не исполнена. Административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выраженное в непринятии мер по организации сбора и накопления твердых коммунальных отходов по ул. Урожайная г.Коврова в соответствии с установленными нормами и правилами, что влечет за собой нарушение прав граждан и требует принятия мер по устранению нарушения. В свою очередь установленные муниципальными нормативными правовыми актами особенности обращения с твердыми коммунальными отходами не должны препятствовать соблюдению обязательных к исполнению требований санитарных норм и правил.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 ноября 2021 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения были допущены.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Из этого исходят и Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (пункт 3), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.

В силу пункта 3 "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 1 марта 2021 года, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, орган местного определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области, утвержденной постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 N 187, реестры мест (площадок) накопления ТКО на территории Владимирской области представлены в приложении N 9 (пункт 6.1).

Из указанного реестра видно, что улица Урожайная г.Коврова не предусмотрена в качестве места расположения площадок накопления ТКО, в отличие от ул.Сосновая г.Коврова, д.41 (пункт 499 реестра).

Согласно пункту 15 СанПиН 2.1.3684-21, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом.

Пунктом 3.7.1. Правил благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области установлено, что вывоз ТКО с территории индивидуальной жилой застройки осуществляется тарным способом.

Приведенное в СанПиН 2.1.3684-21 нормативное регулирование по своему характеру не является императивным, а потому следует согласиться с суждениями суда первой инстанции, обосновавшего свой вывод о невозможности применения бестарного способа сбора и вывоза отходов с улицы Урожайной ссылкой на действующие в городе Коврове правила благоустройства, предусматривающих только тарный способ сбора и вывоза ТКО.

Таким образом, возложение судом апелляционной инстанции обязанности на администрацию муниципального образования город Ковров Владимирской области организовать сбор, накопление и удаление твердых коммунальных отходов на улице Урожайной в городе Коврове Владимирской области противоречит пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, Территориальной схеме обращения с отходами на территории Владимирской области и Правилам благоустройства.

При указанных обстоятельствах апелляционное определение основано на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 5 октября 2021 года отменить, оставить в силе решение Ковровского городского суда Владимирской области от 25 июня 2021 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи