ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-2957/2021 от 18.02.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-2957/2021

город Кемерово 18 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Группа «Илим», поданную 18 декабря 2020 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 августа 2020 года

по административному делу № 2а-1080/2020 по административному исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании незаконным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 7 марта 2019 года № 705-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения представителя АО «Группа «Илим» Хромцова М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О., возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,

у с т а н о в и л а:

прокурор Усть-Удинского района Иркутской области обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании незаконным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 7 марта 2019 года № 705-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Требования мотивированы тем, что 13 июня 2018 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» был заключен договор аренды лесного участка № 91-377/18. Министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа «Илим» 3 сентября 2018 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 13 июня 2018 года. Акционерное общество «Группа «Илим» в соответствии с вышеназванным договором аренды является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 30,8354 га. Дополнительным соглашением 3 сентября 2018 года к договору аренды внесены изменения в части вида разрешенного использования лесов, цели использования лесного участка. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.3. договора аренды лесного участка от 13 июня 2018 года № 91-377/18, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора аренды после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и подачи лесной декларации. Заместителем министра лесного комплекса Иркутской области распоряжением от 7 марта 2019 года N 705-мр было утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды является АО «Группа «Илим». По результатам проведенной проверки установлено, что указанное распоряжение противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 1.3 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 3 сентября 2018 года лесной участок передается арендатору в целях строительства площади производственной с покрытием и дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Согласно пункту 1 договора аренды в редакции дополнительного соглашения вид разрешенного использования лесов: для строительства, реконструкций, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 3822,1 м3 в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3). Согласно приложению к договору аренды и проекту освоения лесов в редакции дополнительного соглашения в состав лесного участка входят защитные леса, нерестоохранные полосы лесов на площади 30,8354 га., с общим объемом древесины на корню 3 822,1 м3, в том числе ликвидной древесины 3202 м3. В связи с указанным, данный лесной участок имеет особое защитное значение. В соответствии с Проектом освоения лесов по договору аренды от 13 июня 2018 года в редакции дополнительного соглашения на лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста (Приложение № 27 к составу проекта освоения лесов 7.1.2 Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины). В соответствии с пунктом 7.2.2 Проекта освоения лесов в редакции дополнительного соглашения на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов - площади производственной с покрытием, строительство дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Данная дорога будет использоваться АО «Группа «Илим» для прохода к участку. Указанное противоречит требованиям статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в целях вывозки заготовленной древесины не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Более того, проект освоения лесов и договор аренды лесного участка от 13 июня 2018 года в редакции дополнительного соглашения для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины в целом разработаны в отсутствие законных оснований, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации. Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; объекта лесной инфраструктуры. Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного докрытая в целях вывозки заготовленной древесины на данном лесном участке как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания. Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды и ее природноресурсный потенциал, а также нарушают гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2020 года признано незаконным распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 7 марта 2019 года № 705-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа «Илим»).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 августа 2020 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заинтересованным лицом АО «Группа «Илим» ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды лесного участка от 13 июня 2018 года № 91-377/18, заключенного между Министерством лесного хозяйства Иркутской области и АО «Группа «Илим» на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства Иркутской области от 31 мая 2018 года № 1961-мр предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 30,8354га., местоположение: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, категория защищенности: ценные (нерестоохранные полосы лесов), с видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов

Согласно характеристике лесного участка, являющейся приложением № 2 к договору аренды целевое назначение лесов лесного участка, предоставленного в аренду – защитные леса.

Согласно дополнительному соглашению в договору аренды № 91-377/18 от 13 июня 2018 года, заключенному 3 сентября 2018 года, изменен вид разрешенного использования лесов: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 3 822,1 м3, в том числе ликвидной древесины 3 202,0 м3. Установлено также, что лесной участок передается с целью строительства площади производственной с покрытием и дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 7 марта 2019 года № 705-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор АО «Группа «Илим»)», согласно которому утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов Проекта на срок действия договора аренды до 5 июля 2058 года, переданном в аренду АО «Группа «Илим» по договору аренды от 13 июня 2018 года № 91-377/18 в редакции дополнительного соглашения от 3 сентября 2018 года. Комиссией предложено утвердить положительное экспертное заключение, поскольку представленный проект освоения лесов по форме и содержанию отвечает требованиям «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия распоряжения об отверждении положительного заключения государственной экспертизы) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее – Состав проекта), утвержденного Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" в исполнение положений части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В разделе "Сведения о лесном участке" согласно требованиям пункта 6 Состава проекта приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3, тематическая лесная карта).

В соответствии с пунктом 8 Состава проекта раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (приложение N 11).

Из представленного для проведения экспертизы проекта освоения лесов усматривается, что лесной участок, предоставленный в аренду, отнесен к ценным лесам с целевым назначением – нерестоохранные полосы (полностью). По окончании строительства площади производственной с покрытием, дороги автомобильной планируется ввод объектов в эксплуатацию, арендованный участок будет переведен в нелесные земли. Проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.

В соответствии с установленным статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации правовым режимом ценных лесов, в редакции, действовавшей на момент утверждения положительного заключения, в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса (часть 1). Кроме того, в ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2).

Согласно части 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

В соответствии с частью 5.1. статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 N 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, согласно которому в защитных лесах не предусмотрено строительство объектов: площадь производственная с покрытием и дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия для целей переработки древесины и иных лесных ресурсов (пункт 5 Перечня).

Руководствуясь указанными нормами права, установив, что согласно проекту освоения лесов на переданном в аренду АО «Группа «Илим» лесном участке, отнесенном к защитным лесам по категории ценных лесов, для целей строительства объектов предполагается проведение сплошных рубок, что запрещено в соответствии с правовым режимом ценных лесов, объекты, размещение которых планируется в соответствии с проектом освоения лесов, не относится к линейным объектам, поименованным в утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р Перечне, поскольку предназначены для производства по заготовке древесины, суды пришли к правильному выводу, что оснований для утверждения положительного заключения не имелось, оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям законодательства.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, основанные на том, что не установлено запрета на строительство и эксплуатацию линейных объектов, которые планируется использовать как переход к лесному участку, который передан в аренду для заготовки древесины, не могут быть приняты во внимание, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С учетом характера спорных правоотношений доводы кассационной жалобы о ненадлежащем определении состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, не подтверждают наличия безусловных оснований для отмены судебных актов, поскольку рассмотрение дела в пределах заявленных требований не затрагивает прав и обязанностей Федерального агентства лесного хозяйства и ООО «Терра Лекс».

В силу положений части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

После поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки административного дела к рассмотрению вправе по своей инициативе или по просьбе лиц, подавших жалобу, представление, истребовать необходимые доказательства в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом указанного, доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов судов о соблюдении срока на обращение в суд нарушение судами норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не подтверждают.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационного суда полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 февраля 2021 года.

Председательствующий

Судьи