ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-29783/2022 от 06.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-24771/2022 (88а-29783/2022)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1881/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 06 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Усенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салех Л.В., поступившую в суд первой инстанции 08 июля 2022 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Салех О.В. к Государственному комитету по делам архивов Республики Крым, заместителю председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым ШаровойТ.А. о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Салех О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по делам архивов Республики Крым о признании незаконным бездействия Государственного комитета по делам архивов Республики Крым, выразившегося в непринятии и ненаправлении Салех О.В. процессуального решения, предусмотренного КоАП по результатам рассмотрения обращения Салех О.В. от 05 июня 2021 года №ИП-68180 и обязании административного ответчика рассмотреть заявление административного истца с принятием процессуального решения, предусмотренного КоАП и направлении процессуального решения административному истцу.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от11 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Салех О.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от12апреля2022 года оставлено без изменения решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от11 ноября 2021 года.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Салех О.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно материалам дела 05 июня 2021 года Салех О.В., посредством интернет - приемной портала Правительства Республики Крым, обратилась к руководителю Государственного комитета по делам архивов Республики Крым с заявлением, в котором указывая, что должностные лица ГУП РК «Крымэнерго» нарушая требования Закона Республики Крым от 14 августа 2014 года № 50 ЗРК «Об архивном деле Республики Крым», совершают длящееся административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.20 КоАП РФ, и просила составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.20 КоАП РФ в отношении должностных лиц ГУП РК «Крымэнерго», а также привлечь должностных лиц к административной ответственности по статье 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Указанное обращение зарегистрировано в интернет - приемной портала Правительства Республики Крым за №ИП-68180, а согласно регистрационной карточке обращения в Государственном комитете по делам архивов Республики Крым указанное обращение зарегистрировано за

Согласно ответу заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 28 июня 2021 года за данного Салех О.В. Государственным комитетом по архивным делам Республики Крым принято решение о проведении внеплановых выездных проверок в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго» после согласования их с прокуратурой Республики Крым; также сообщено, что согласно Административному регламенту исполнения Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым государственной функции «Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Крым», утвержденному приказом Госархива от 29 мая 2019 года №7-н, по результатам проверки при наличии оснований для привлечения виновных лиц к административной ответственности должностными лицами Госархива, проводившими проверку, составляется протокол об административном правонарушении, который направляется в суд для принятия соответствующего решения.

Указанный ответ направлен Салех О.В. посредством почтой связи, что подтверждается реестром на оправку корреспонденции от 30 июня 2021 года, а также на электронную почту Салех О.В.

С целью осуществления контроля за соблюдением законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым об архивном деле на основании обращения гражданки Салех О.В., поступивших в Интернет - приемную Портала Правительства Республики Крым, Приказом Председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 30 июня 2021 года №-ОД определено провести проверку в отношении ГУП РК «Крымэнерго».

Решением первого заместителя прокурора Республики Крым от 01 июля 2021 года согласовано проведение внеплановой выездной проверки.

Согласно акту проверки № 6 от 08 июля 2021 года, в ходе проведения проверки в отношении ГУП РК «Крымэнерго» в период с 06 июля 2021 года по 08 июля 2021 года, нарушений не выявлено.

Определением заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 08 июля 2021 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГУП РК «Крымэнерго» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 13.20 КоАП РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Ответом председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 23 июля 2021 года за данного Салех О.В., в дополнение к письму от 28 июня 2021 года , сообщено, что по согласованию с прокуратурой Республики Крым проведены внеплановые выездные проверки в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго» с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Крым; результаты проверок опубликованы на официальном сайте Госкомархива.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Названным федеральным законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5). На государственный орган, должностное лицо закон возлагает обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Однако частью 2 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В частности, к обращениям, рассмотрение которых производится не по правилам названного Закона, относятся заявления о совершении административного правонарушения, порядок разрешения которых и принятия по ним процессуального решения регламентирован специальным законом - КоАП РФ.

Салех О.В. 05 июня 2021 года посредством интернет - приемной портала Правительства Республики Крым, обратилась к руководителю Государственного комитета по делам архивов Республики Крым с заявлением, в котором указывала, что должностные лица ГУП РК «Крымэнерго» нарушая требования Закона Республики Крым от 14 августа 2014 года № 50 ЗРК «Об архивном деле Республики Крым», совершают длящееся административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.20 КоАП РФ и просила составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.20 КоАП РФ в отношении должностных лиц ГУП РК «Крымэнерго», а также привлечь должностных лиц к административной ответственности по статье 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

В силу положений статьи 4 Закона Республики Крым от 14 августа 2014 года № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым» юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации и Республике Крым, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Организация и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Приказом Госкомархива Республики Крым от 29 мая 2019 года №7-н утвержден Административный регламент исполнения Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым государственной функции «Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Крым», который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Государственного комитета по делам архивов Республики Крым, с органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, юридическими лицами (предприятиями, учреждениями, организациями), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями при осуществлении государственного контроля (пункт 1.2).

Государственный контроль осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым - Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым (далее - Госкомархив) (пункт 1.3).

Предметом государственного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, юридическими лицами (предприятиями, учреждениями, организациями) независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями (далее - объект проверки), осуществляющими деятельность на территории Республики Крым, требований законодательства Российской Федерации, Республики Крым об архивном деле, в том числе правил организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов (далее - законодательство об архивном деле) (пункт 1.8).

Результатами осуществления государственного контроля являются установление факта соблюдения (несоблюдения) объектом проверки обязательных требований законодательства об архивном деле, а также решения и меры, принимаемые Госкомархивом по результатам проведенных плановых и внеплановых документарных или выездных проверок, направленные на обеспечение объектом проверки в своей деятельности законности в области организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Крым и других архивных документов независимо от их форм собственности (пункт 1.16).

По результатам осуществления государственного контроля: составляется акт проверки Госкомархива по форме, предусмотренной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141, и вручается (направляется) объекту проверки; выдается предписание об устранении нарушений (в случае выявления при проведении проверки нарушений объектом проверки обязательных требований законодательства об архивном деле) по форме согласно приложению I к настоящему административному регламенту; направляется информация о нарушениях обязательных требований законодательства об архивном деле: в прокуратуру Республики Крым о нарушениях требований, содержащих признаки преступлений, в соответствии с законодательством Российской Федерации; составляется протокол об административном правонарушении (в случае выявления при проведении проверки нарушений объектом проверки обязательных требований законодательства об архивном деле, если эти нарушения содержат состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.20, частью 2 статьи 13.25, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (пункт 1.17).

В силу положений пункта 59 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.20КоАПРФ.

Как следует из материалов дела, с целью осуществления контроля за соблюдением законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым об архивном деле на основании обращения гражданки Салех О.В., поступивших в Интернет - приемную Портала Правительства Республики Крым, в том числе за №ИП-68180, была проведена внеплановая выездная проверка ГУП РК «Крымэнерго».

По результатам проверки составлен акт проверки №6 от 08 июля 2021года, согласно которому нарушений при проведении проверки не выявлено.

Определением заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от 08 июля 2021 года в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 13.20 КоАП РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В главе 25 КоАП РФ указано, кто является участниками производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

Согласно указанной норме участниками являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.

Как верно указано судом апелляционной инстанции, поскольку СалехО.В. не является участником производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, у административного ответчика в силу закона не возникает обязанности по направлению копий определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административным ответчиком в адрес Салех О.В., на её обращение от 05 июня 2021 года направлены ответы от 28 июня 2021года, в которых указано, в том числе, о принятом решении о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым также разъяснено, что по результатам проверки при наличии оснований для привлечения виновных лиц к административной ответственности должностными лицами Госархива, проводившими проверку, составляется протокол об административном правонарушении, который направляется в суд для принятия соответствующего решение.

Кроме того, в последующем Салех О.В. проинформирована о результатах проведенной проверки, о чем ей дан ответ от 23 июля 2021 года.

В случае если Салех О.В. считает, что вынесенным определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нарушены ее права, она имела возможность обратиться к административному ответчику с просьбой выдать ей копию указанного определения, что ею сделано не было.

В соответствии с пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Салех О.В.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 06 сентября 2022года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько

Н.В. Усенко