ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-30428/2021 от 24.12.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-30428/2021

г. Москва 24 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Войты И.В., Жудова Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Лунькова Валерия Анатольевича по доверенности Теряева Юрия Александровича на решение Тверского областного суда от 4 июня 2021 года (дело № 3а-90/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2021 года (дело № 66а-3348/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Лунькова Валерия Анатольевича к Правительству Тверской области об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17.01.2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую».

Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав представителя Лунькова В.А. по доверенности адвоката Теряева Ю.А., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Правительства Тверской области по доверенности Суязовой А.В. и представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Кузьменко О.Ю. относительно доводов кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

распоряжением Правительства Тверской области от 17 января 2014 года № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка, переведены:

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57 400 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, Бурашевсское сельское поселение, участок в районе <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 1 распоряжения);

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57 400 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, Бурашевское сельское поселение, участок в районе <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 2 распоряжения);

- земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57 400 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, Бурашевское сельское поселение, участок в районе <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 3 распоряжения).

Распоряжение опубликовано в газете «Тверская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного распоряжения <адрес>.

Требования мотивированы тем, что данное распоряжение принято с нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», выразившимся в отсутствии исключительных обстоятельств для перевода земельных участков; абзаца 5 пункта «а» части 3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков», ввиду отсутствия подъездных путей к земельным участкам.

В связи с изменением категории земель проезд к принадлежащим ему земельным участкам осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами , чем нарушаются его права и законные интересы.

Решением Тверского областного суда от 4 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лунькова В.А.- без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель Лунькова В.А. по доверенности Теряев Ю.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, нарушением норм процессуального права. Указывается, что судом неправильно истолкованы положения статьи 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Суды не применили положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В нарушение норм процессуального права суд отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании проектной документации на 14 объектов недвижимости, возведенных на земельных участках. Суды не учли, что принадлежащие Лунькову В.А. земельные участки расположены в непосредственной близости от спорных земельных участков, существует реальная угроза их подтопления, что приведет к нарушению его прав и законных интересов. В результате принятия оспариваемого распоряжения были возведены 14 объектов недвижимости из-за чего отсутствует подъезд к земельным участкам Лунькова В.А.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2021 года кассационная жалоба принята к производству и передана для рассмотрения в открытом судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такие нарушения судами обеих судебных инстанций не допущены.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту – Закон о переводе земель).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Тверской области исполнительным органом власти, уполномоченным на рассмотрение вопросов о переводе земель из одной категории в другую, является Правительство Тверской области на основании части 1 статьи 1, пункта 15 статьи 13, части 1 статьи 38 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-30 «О Правительстве Тверской области».

При рассмотрении и разрешении административного дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Тверской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, судебные акты в данной части не обжалуются.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (подпункт 3).

В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.

Закон о переводе земель определяет правовые особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи (часть 1 статьи 2 Закона о переводе земель).

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 названного Закона, согласно части 4 которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

На территории Тверской области действует Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года № 262-рп (далее по тексту - Регламент).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 7 Закона о переводе земель).

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами принадлежали на праве собственности ООО «Мерседес - Бенц Центр Тверь».

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2013 № 3-нп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тверской области), в том числе, указанных выше земельных участков. Этим же приказом утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальному району (городскому округу) в размере 3,63 руб./кв. м (среднее значение по Калининскому району).

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами не превышала средний уровень кадастровой стоимости по Калининскому району, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении перевода земельных участков из одной категории в другую не требовалось подтверждения отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов, под которые испрашивался перевод.

Кроме того, согласно Генеральному плану развития муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 26 декабря 2011 года № 69, указанные земельные участки входили в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территорий муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 24 декабря 2012 года № 52, данная территория отнесена к производственной зоне.

Согласно статье 4 Закона о переводе земель, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 34 упомянутых Правил производственные зоны (индекс П) предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято по результатам рассмотрения ходатайства ООО «Мерседес - Бенц Центр Тверь», которое соответствовало требованиям Закона о переводе земель, оно рассмотрено с соблюдением порядка его рассмотрения, установленного как Законом о переводе земель (пункт 4 статьи 3), так и Регламентом (абзац 1 пункт 7, пункт 19, пункт 20), оснований для отказа в переводе земель из одной категории в другую, предусмотренных законом, не имелось.

С выводом суда первой инстанции согласился апелляционный суд.

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов обеих инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы в судебных актах, которые приняты в точном соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административных истцов, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.

Несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.

Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Тверского областного суда от 4 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи