ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-3186/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 2 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Совета депутатов Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 10 ноября 2021 года по административному делу № 2а-1388/2021 по административному исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области к Совету депутатов Кольского района Мурманской области о признании незаконными и отмене муниципальных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., возражения против кассационной жалобы представителя прокуратуры Мурманской области - Поповой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кольского района Мурманской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Кольского района Мурманской области о признании незаконными и отмене муниципальных правовых актов.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд признать незаконным и отменить решение Совета депутатов Кольского района Мурманской области от 13 мая 2021 года № 49/9 «Об одобрении выплат премий Главе Кольского района».
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 10 ноября 2021 года, административные исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены, решение Совета депутатов Кольского района Мурманской области от 13 мая 2021 года № 49/9 «Об одобрении выплат премий Главе Кольского района» признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Совета депутатов Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 10 ноября 2021 года, поданной через суд первой инстанции 13 декабря 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового судебного акта об отказе административному истцу в удовлетворении требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает, что оспариваемое решение Совета от 13 мая 2021 года является актом частного характера в отношении главы района и принято по инициативе депутатов с целью оценки его деятельности. Указанное решение не устанавливает новых расходных обязательств, учитываемых при формировании местного бюджета, не влечет дополнительных расходов из бюджета. Указанные в решении от 13 мая 2021 года суммы выплат производились в период с декабря 2018 года по февраль 2021 года и не превышали установленных размеров, предусмотренных в бюджете Кольского района на данные цели.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, пунктом 4 Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования Кольский район Мурманской области, утвержденным Решением Совета депутатов Муниципального образования Кольский район от 23 декабря 2009 года № 47/10, действовавшего до 26 февраля 2021 года, предусматривалось, что в целях стимулирования профессиональной деятельности главы Кольского района может устанавливаться премирование за выполнение особо важных и сложных заданий, а также премирование по результатам работы за месяц, квартал и год. Размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию. Решение о выплате премии по результатам работы за месяц, квартал и год принимается Главой Кольского района и оформляется распоряжением.
Распоряжениями главы Кольского района Малхасяна А.С. от 20 декабря 2018 года № 104, от 9 января 2019 года № 1, от 12 апреля 2019 года № 27, от 12 июля 2019 года № 51, от 9 октября 2019 года № 77, от 9 января 2020 года № 1, от 8 апреля 2020 года № 24, от 10 июля 2020 года № 39, от 20 октября 2020 года № 56, от 11 января 2021 года № 1 приняты решения о выплате главе Кольского района Малхасяну А.С. премий за выполнение особо важных и сложных заданий соответственно за 4 квартал 2018 года, 1 - 4 кварталы 2019 года, 1 - 4 кварталы 2020 года.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного от 4 августа 2021 года, распоряжения главы муниципального образования Кольский район от 20 декабря 2018 года № 104, от 9 января 2019 года №1, от 12 апреля 2019 № 27, от 12 июля 2019 года № 51, от 9 октября 2019 года № 77, от 9 января 2020 года № 1, от 8 апреля 2020 года № 24, от 10 июля 2020 года № 39, от 20 октября 2020 года № 56 и от 11 января 2021 года № 1 признаны незаконными; с Малхасяна А.С. взысканы в бюджет Кольского района Мурманской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 841 080 руб.
Решением Совета депутатов Кольского района от 25 февраля 2021 года № 46/9 утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы Кольского района.
Указанным решением признано утратившим силу ранее действующее Положение о денежном содержании, ежегодном, оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования Кольский район Мурманской области, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области от 23 декабря 2009 г. №47/10.
Пунктом 5 Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов от 25 февраля 2021 года № 46/9, установлено, что в целях стимулирования профессиональной деятельности Главы Кольского района и при наличии экономии фонда оплаты труда, а также необходимых финансовых средств для данной выплаты может осуществляться премирование по результатам работы за отчетный период: год. Размер премии по результатам работы за год устанавливается в абсолютной сумме в рублях. Решение о выплате премии по результатам работы за год принимается Советом депутатов Кольского района. Решение о выплате премии принимается не позже окончания месяца, следующего за отчетным периодом. Выплата премии за год может осуществляться в декабре текущего года при наличии экономии фонда оплаты труда.
13 мая 2021 года Советом депутатов Кольского района принято оспариваемое решение № 49/9 «Об одобрении выплат премий Главе Кольского района», пунктом 1 которого постановлено признать обоснованной и одобрить выплаты поощрения в виде премий главе Кольского района Малхасяну А.С. в следующие периоды и в следующих размерах:
премия по результатам работы за 2018 год - 36 628 руб. 95 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 20 декабря 2018 года № 104;
премия за результаты работы за 4 квартал 2018 года - 44 375 руб. 28 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 9 января 2019 года № 1;
премия за результаты работы за 1 квартал 2019 года - 77 656 руб. 74 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 12 апреля 2019 года № 27;
премия за результаты работы за 2 квартал 2019 года - 82 094 руб. 27 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 12 июля 2019 года № 51;
премия за результаты работы за 3 квартал 2019 года - 92 303 руб. 60 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы польского района от 9 октября 2019 года № 77;
премия за результаты работы за 4 квартал 2019 года - 115 379 руб. 50 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 9 января 2020 года № 1;
премия за результаты работы за 1 квартал 2020 года 115 379 руб. 50 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 8 апреля 2020 года № 24;
премия за результаты работы за 2 квартал 2020 года - 115 379 руб. 50 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 10 июля 2020 года № 39;
премия за результаты работы за 3 квартал 2020 года 115 379 руб. 50 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 20 октября 2020 года № 56;
премия за результаты работы за 4 квартал 2020 года 172 182 руб. 60 коп. (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения Главы Кольского района от 11 января 2021 года № 1.
Разрешая административное дело и удовлетворяя административные исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям, в том числе руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, Регламента Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области от 27 декабря 2010 года № 58/4, решением Совета депутатов от 25 февраля 2021 года № 46/9 «Об утверждении Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы Кольского района», исходил из того, что решение Совета депутатов Кольского района от 13 мая 2021 года № 49/9, как муниципальный правовой акт, регулирующий бюджетные правоотношения, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в 2018 - 2020 годах, что противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих, что образование и расходование бюджета происходит в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с данным выводом суда первой инстанции, указав, что он соответствует установленным обстоятельствам, не противоречит нормам материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В силу статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В статьях 12 и 242 (пункты 1 и 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1); при этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (пункт 4).
Поскольку, как установлено судами по настоящему делу, вступившим в законную силу решением Кольского районного суда Мурманской области от 30 апреля 2021 года распоряжения главы муниципального образования Кольского района от 9 января 2019 года № 1, от 12 апреля 2019 года, № 27, от 12 июля 2019 года № 51, от 9 октября 2019 года № 77, от 9 января 2020 года № 1, от 8 апреля 2020 года № 24, от 10 июля 2020 года № 39, от 20 октября 2020 года № 56 и от 11 января 2021 года № 1 о выплате премий на общую сумму 841 080 руб. 71 коп. признаны незаконными, а полученные главой муниципального образования Кольского района Малхасяном А.С. премиальные выплаты постановлено возвратить в бюджет Кольского района, суды правомерно исходили из того, что оспариваемое решение Совета депутатов Кольского района от 13 мая 2021 года № 49/9 повлечет расходные обязательства муниципального образования на прошлое время (за истекшие финансовые годы), что противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует также отметить, что при установленных обстоятельствах оспариваемое решение фактически направлено на нормативное обоснование признанных незаконными в судебном порядке премиальных выплат, подлежащих взысканию в бюджет Кольского района Мурманской области, фактический пересмотр вступившего в законную решения Решением Кольского районного суда Мурманской области от 30 апреля 2021 года, что недопустимо.
С учетом изложенного, заявленные прокурором требования обоснованно признаны судами нижестоящих инстанций подлежащими удовлетворению.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 10 ноября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи