ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-3312/2024 от 06.02.2024 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-3312/2024

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 6 февраля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Степанова П.В.,

судей Тетюева С.В., Феофиловой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 октября 2023 года по административному делу № 2а-543/2023 по административному исковому заявлению Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области к устранению нарушений противопожарных требований.

Заслушав доклад судьи Тетюева С.В., возражения прокурора Таскаевой А.А., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, в котором просил:

обязать ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу: в зданиях штаба (режимная территория), швейных цехов № 1, 2, училища, отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и столовой на путях эвакуации предусмотреть аварийное освещение; в зданиях штаба на режимной и охраняемой территории примыкающие к лестничной клетке коридоры 2-го этажа, а также выходы из помещений (кабинетов) на лестничные клетки оборудовать дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; в отрядах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и в столовой двери второго эвакуационного выхода оборудовать замками, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа; в отрядах № 4, 5 двери комнат хранения личных вещей выполнить в противопожарном исполнении, обеспечивая требования, предъявляемые к противопожарным перегородкам; в помещениях штаба на режимной территории, штаба на охраняемой территории, медицинской части, гаражных боксов № 1, 2, 3, пожарной части, ИТСО, швейных цехов № 1, 2, 3, перемоточного цеха, РМУ, училища, столовой, пекарни, БПК, карантинного отделения, отрядов № 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 (УКП), дежурной части, пожарного поста организовать проведение мероприятий по огнезащите строительных конструкций чердачных помещений с получением документации, содержащей обоснование принятых проектных решений по способам и средствам огнезащиты строительных конструкций для обеспечения их предела огнестойкости, с учетом экспериментальных данных по огнезащитной эффективности средства огнезащиты, а также результаты прочностных и теплотехнических расчетов строительных конструкций с нанесенными средствами огнезащиты; в отрядах № 4, 7 организовать проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

обязать ФСИН России и ее территориальный орган ГУФСИН России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной с привлечением специалиста ГУ МЧС России по Свердловской области, в ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иных норм и правил пожарной безопасности. Начальнику исправительного учреждения 31 марта 2023 года было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено; нарушения, изложенные в представлении, признаны администрацией учреждения. Вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объеме не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования.

Определением Невьянского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года прекращено производство по делу в части возложения на ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области следующих обязанностей: в здании штаба на режимной территории примыкающие к лестничной клетке коридоры 2-го этажа, а также выходы из помещений (кабинетов) на лестничные клетки оборудовать дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; в отряде № 4 двери комнат хранения личных вещей выполнить в противопожарном исполнении, обеспечивая требования, предъявляемые к противопожарным перегородкам; в отрядах № 4, 7 организовать проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 октября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. На ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу: в зданиях штаба (режимная территория), швейных цехов № 1, 2, училища, отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и столовой на путях эвакуации предусмотреть аварийное освещение в соответствии с требованиями нормативных документов; в здании штаба на режимной территории примыкающие к лестничной клетке коридоры 2-го этажа, а также выходы из помещений (кабинетов) на лестничные клетки оборудовать дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; в отрядах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и в столовой двери второго эвакуационного выхода оборудовать замками, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа; в отряде № 5 двери комнат хранения личных вещей выполнить в противопожарном исполнении, обеспечивая требования, предъявляемые к противопожарным перегородкам; в помещениях штаба на режимной территории, штаба на охраняемой территории, медицинской части, гаражных боксов № 1, 2, 3, пожарной части, ИТСО, швейных цехов № 1, 2, 3, перемоточного цеха, РМУ, училища, столовой, пекарни, БПК, карантинного отделения, отрядов № 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 (УКП), дежурной части, пожарного поста организовать проведение мероприятий по огнезащите строительных конструкций чердачных помещений с получением документации, содержащей обоснование принятых проектных решений по способам и средствам огнезащиты строительных конструкций для обеспечения их предела огнестойкости, с учетом экспериментальных данных по огнезащитной эффективности средства огнезащиты, а также результаты прочностных и теплотехнических расчетов строительных конструкций с нанесенными средствами огнезащиты. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной 22 декабря 2023 года, административные ответчики просили отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что денежные средства для исполнения решения суда отсутствуют; часть нарушений устранена до принятия решения судом первой инстанции, а к заседанию суда апелляционной инстанции нарушения были устранены уже в полном объеме; возлагая на ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России обязанность обеспечить финансирование указанных прокурором мероприятий, суды не учли требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета; судом установлен недостаточный срок устранения нарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие не явившихся в суд представителей административных ответчиков, которые извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 КАС РФ).

Таких оснований по данному делу не имеется.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, установил, что прокурором выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в деятельности исправительного учреждения (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 59, 88, ч. 9 ст. 82, ст. 149, 150 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13, 17, 25 26, 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, п. 3.5, 4.3.12, 5.3.2, 5.4.20 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года № 194), и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и возложения на ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по устранению перечисленных нарушений требований нормативных правовых актов.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Не оспаривая наличие нарушений требований пожарной безопасности, выявленных прокурором в ходе проверки, административные ответчики указывают на их устранение в полном объеме до вступления решения суда в законную силу (до принятия апелляционного определения). Вместе с тем исполнение решения суда до вступления его в законную силу означает признание ответчиком предъявленных к нему требований и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования и недостаточности установленного судом срока устранения нарушений о незаконности судебных актов не свидетельствуют, опровергаются представленными в суд апелляционной инстанции гражданско-правовыми договорами, заключенными с целью устранения выявленных прокурором нарушений.

Вопреки доводам жалобы обязанность по финансированию на ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России судом не возлагалась. В удовлетворении данного требования прокурору было отказано.

Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административных ответчиков при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.

Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.

Председательствующий

Судьи