ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-3480/20 от 11.03.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-3480/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Зюлина М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 Сабиль к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании принять ходатайство о признании беженцем (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-438/2019 г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения представителя административного ответчика по доверенности ФИО3, судебная коллегия,

установила:

Тасабих А.О.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании принять ходатайство.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным бездействие УВМ ГУ МВД России по г. Москве об отказе в принятии у ФИО2 Сабиль ходатайства о признании беженцем, на УВМ ГУ МВД России по г. Москве принять от ФИО2 Сабиль ходатайство о признании беженцем.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 сентября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с принятием нового решения об отказе в иске. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Представитель административного ответчика кассационную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.

Другие лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Из материалов дела следует, что решением УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 19 февраля 2019 года гражданке Республики Судан ФИО2 Сабиль отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

27 марта 2019 года ФИО2 Сабиль обратилась в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании ее беженцем, однако в принятии ходатайства ей устно отказали и решение по нему не приняли.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 (далее - Положение), МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения).

В положении о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 15 апреля 2016 года № 192, предусмотрено, что ГУВМ МВД России является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, без прав самостоятельного юридического лица, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах и временном убежище, на момент возникновения спорных правоотношений, были урегулированы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 07 ноября 2017года N 838 (далее - Административный регламент).

Согласно указанному Административному регламенту иностранцу, заявившему о желании быть признанным беженцем на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания; представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; фотографии, заполняется анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 22 и 22.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем - принятие решения: об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направлении уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; о признании беженцем и выдаче удостоверения беженца; об отказе в признании беженцем и направлении уведомления об отказе в признании беженцем.

Действующее законодательство о беженцах, учитывая всю экстраординарность означенной процедуры, не предусматривает случаев, при которых в принятия такого рода ходатайства иностранному гражданину может быть отказано, о чем прямо указано в пункте 36 Административного регламента, согласно которому основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют; пунктом 37 Административного регламента предусмотрены случаи, когда в рассмотрении принятого от иностранца ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, в частности, если в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации; заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах" при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась; заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации; заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем; заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение; заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О беженцах"; заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации; заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации; заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 74, 75, 95 Административного регламента после передачи ходатайства о признании беженцем на рассмотрение уполномоченному сотруднику территориального органа ФМС России данным сотрудником проводится опрос заявителя с заполнением анкеты; после опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем, и ответы на них фиксируются в опросном листе; рассмотрение ходатайства по существу предусматривает: проведение дополнительных индивидуальных собеседований с заявителем с оформлением опросных листов; всестороннее изучение причин и обстоятельств, сообщенных заявителем в обоснование своего ходатайства о признании беженцем, в том числе информации, содержащейся в материалах предварительного рассмотрения ходатайства, и сведений, представленных заявителем во время дополнительных индивидуальных собеседований; проверку достоверности сведений, сообщенных заявителем и прибывшими с ним членами семьи; установление наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О беженцах"; получение и использование информации о положении в стране гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) заявителя.

В Федеральном законе «О беженцах» не имеется положений, допускающих, что государственный орган вправе не принимать документы для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации, и как следствие не рассматривать ходатайство о признании беженцем по существу ввиду принятия решения по заявлению одного и того же иностранного гражданина о предоставлении ему временного убежища об отказе в этом.

Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав приведенные выше положения нормативных актов, и установив факт отказа административного ответчика в принятии от истца ходатайства о признании беженцем, пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нормы материального и процессуального права судами применены правильно.

Доводы кассационной жалобы ответчика сводятся к несогласию с оценкой доказательств, относительно доказанности факта обращения истца к ответчику с ходатайством о признании беженцем и отказа в его принятии.

Между тем, в силу положений части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несогласие автора жалобы с оценкой доказательств не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Нарушений, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных решений, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи