ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-3741/2021 от 10.06.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-3741/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2019 г., дополнительное решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2021 г. по административному делу № 2-603/2019 по административному исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Ставропольского края к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о взыскании денежных средств в бюджет Ставропольского края.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Ставропольского края обратился в суд с административным иском к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее также – администрация), Управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее также – управление) о взыскании денежных средств в бюджет Ставропольского края.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведения прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края проверки исполнения законодательства при использовании средств бюджета Ставропольского края, выделенных местным бюджетам на поддержку муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) на объекте: администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края установлен факт нецелевого и неэффективного использования средств краевого бюджета администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края. В нарушение условий соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края о предоставлении субсидии в размере <данные изъяты>. со стороны администрации допущено нецелевое использование бюджетных средств. С учетом изложенного, прокурор просил взыскать с администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в доход бюджета Ставропольского края денежную сумму в размере <данные изъяты>.

Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2021 г., исковые требования прокурора удовлетворены.

Дополнительным решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 сентября 2020 г. в удовлетворении административного иска прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Ставропольского края к Управлению хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о взыскании денежных средств в доход бюджета Ставропольского края отказано.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 апреля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 апреля 2021 г., администрация Петровского городского округа Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального и норм процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К. возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края в соответствии с Правилами распределения и представления в 2018-2022 гг. субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае, являющимися приложением к подпрограмме «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2017 г. № 332-п, заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае (далее также – Соглашение), предметом которого является предоставление из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 гг. бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края субсидии на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству, как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Нефтекумского городского округа на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году <данные изъяты> (пункт 2.1); общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа в соответствии с Соглашением исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия, уровня софинансирования, равного 95%, составляет в 2018 г. не более <данные изъяты> (пункт 2.2).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 7 июня 2018 г. № 227-п утверждено распределение субсидии в 2018-2019 гг. из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа выделена субсидия в сумме <данные изъяты>.

Лимиты бюджетных обязательств на 2018 год на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий доведены до администрации Нефтекумского городского округа.

Во исполнение условий соглашения и постановления правительства Ставропольского края, решением Думы Нефтекумского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в решение Думы Нефтекумского городского округа от 26 декабря 2017 г. № 78 «О бюджете Нефтекумского городского округа Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которым в доходы местного бюджета включены субсидии бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 4.3.11.2 Соглашения муниципалитет (администрация Нефтекумского городского округа) обязался осуществить расходование средств предоставленной субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также обеспечить эффективное использование субсидии (пункт 4.3.11.6).

Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Муниципалитет несет ответственность за целевой характер использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями соглашения, за своевременность и достоверность предоставляемых сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края (пункт 5.3 Соглашения).

В рамках исполнения указанного Соглашения Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ДД.ММ.ГГГГ по итогам аукциона в электронной форме заключило с ООО «КИЦ» муниципальный контракт , реестровый номер , на выполнение работ по благоустройству общественного места - городского парка г. Нефтекумска для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края, ценой контракта <данные изъяты>., на условиях, предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе.

Согласно пункту 3.1 муниципального контракта оплата должна быть произведена в сумме <данные изъяты>. за счет средств бюджета Ставропольского края, в сумме <данные изъяты>. за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края.

В соответствии с предоставленными полномочиями, планом работы и распоряжениями Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее также – КСП Ставропольского края) провела в Администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края проверку законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных местным бюджетам на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), в ходе которой установила факты завышения стоимости выполненных работ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ФИО2 утверждены справка стоимости выполненных работ и затрат и (форма КС-3) на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты> (соответственно), а всего на общую сумму <данные изъяты>.

С целью производства оплаты выполненных работ начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ФИО2 утверждены заявки на кассовый расход: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет подрядчика ООО «КИЦ» управлением перечислены денежные средства на общую сумму <данные изъяты>.

КСП Ставропольского края выявила и отразила в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ факты завышения стоимости выполненных работ по благоустройству общественного места - городского парка г. Нефтекумска, по устройству покрытия пешеходной зоны парка, детских площадок, площадки для автостоянки, малых архитектурных форм, по формовочной обрезки деревьев, оплаты непредвиденных расходов за счет бюджетных средств на общую сумму <данные изъяты>.

Постановлением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд.

Суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что выявленные КСП Ставропольского края и отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ факты завышения стоимости выполненных работ по благоустройству парка, по устройству покрытия пешеходной зоны парка, детских площадок, площадки для автостоянки, малых архитектурных форм, по формовочной обрезки деревьев, оплаты непредвиденных расходов за счет бюджетных средств без подтверждения первичными учетными документами не соответствует целям осуществления закупки и относится к нецелевому использованию бюджетных средств, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора к администрации и отказе в удовлетворении административного иска к Управлению хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетный ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2017 г. № 332-п утверждена государственная программа Ставропольского края «Формирование современной городской среды».

Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

В соответствии с пунктами 37, 38 названной программы органы местного самоуправления муниципальных образований края несут ответственность за нецелевое использование субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат изъятию из местных бюджетов в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

КСП Ставропольского края проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования администрацией средств бюджета Ставропольского края, выделенных на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае выявлено и отражено в соответствующем акте нарушение ею бюджетного законодательства Российской Федерации ввиду завышения стоимости выполненных работ по благоустройству парка, по устройству покрытия пешеходной зоны парка, детских площадок, площадки для автостоянки, малых архитектурных форм, по формовочной обрезки деревьев, оплаты непредвиденных расходов за счет бюджетных средств.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами бюджетного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости о взыскании в краевой бюджет <данные изъяты>., исходя из 95 % от суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств - <данные изъяты>., с учетом общего размера предоставленной субсидии по условиям Соглашения.

Таким образом, суд правомерно признал требования прокурора обоснованными, с чем правильно согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.

Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, о том, что в дополнительном решении суд сослался на нормы гражданского процессуального права, не влияют на правильность вывода суда и не влекут отмену или изменение судебного решения, которое вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Приведенные в жалобе доводы о том, что выявленные КСП Ставропольского края нарушения не являются нецелевым использованием бюджетных средств, основаны на неверном толковании норм материального права и во внимание не принимаются.

Довод администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о том, что она не является надлежащим административным ответчиком по делу подлежит отклонению, поскольку администрация представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального образования, в связи с чем является надлежащим административным ответчиком по данному делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2019 г., дополнительное решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Г.К. Зайнуллина

Р.Ф. Мурзакова

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2021 г.